Новости Молодечно и Молодечненского района

Вадим Пронченко: чтобы помнили

  • 2018-07-16 07:59:04
  • Анжаліка Крупянькова

Будучи уже в солидном возрасте, готовил на них полосу препятствий для детей, а потом терпеливо учил преодолевать преграды, делился туристскими секретами. Детвора тянулась к нему, интуитивно чувствуя доброго человека…

Совсем недавно, 2 июля, на 82-м году жизни оборвалась земная дорога Вадима Федоровича. «Вместе с такими бескорыстными и увлеченными людьми уходит эпоха энтузиастов советского спортивного движения, эпоха великих подвижников, которые умели повести за собой других», — сказал во время прощания один из его друзей, которого он в свое время тоже приобщил к спорту. Интеллигентный, мягкий, очень скромный и спокойный, Вадим Федорович никого ни к чему не призывал, и уж тем более не заставлял. Увлекал личным примером, умел подбодрить и прийти на помощь в тяжелую минуту.

Он полюбил спорт ещё в детстве, когда учился в СШ №2. Родом Вадим Федорович с Дальнего Востока. Отца-военного направили на службу в наш город. Юношеская мечта – море. После школы поступил в «мореходку», вернулся в Приморский край. Играл в футбольной команде мореходного училища на кубок Камчатской области. Потом работал на рыболовецком судне, и это была суровая школа жизни, проверка на выживаемость. Однако сил хватало и на любимый футбол. Был незаменимым защитником, под его приход из очередного рейса даже подстраивали график футбольных матчей.

В конце 1950-х годов он приехал в Молодечно и остался здесь навсегда: увлекла бурная спортивная жизнь города. До 40 лет играл в футбол, потом вступил в городской клуб любителей бега. На его счету 38 марафонов. Из самых сложных своих соревнований называл  сверхмарафон «Минское кольцо», где при 17-градусном морозе пришлось преодолеть 58 километров.
В конце 1980-х после очередного забега попал в больницу, перенес сложную операцию в Боровлянах. Врачи дали заключение: инвалидная группа, о спорте не может быть и речи. Но Вадим Федорович с диагнозом не смирился. В августе выписался из больницы, а в октябре поехал на марафон в Елгаву…

Вся его трудовая биография в нашем городе связана с заводом железобетонных изделий, где он прошел путь от рядового слесаря до начальника арматурного цеха, заочно окончил политехнический институт. Специально для него директор предприятия «выбил» должность инженера по спортивно-оздоровительной работе.
Кроме бега у Вадима Федоровича было ещё одно увлечение – туризм, которое поддерживала семья. С женой Тамарой Никифоровной, дочерьми Еленой и Светланой они постоянно ездили на турслеты, исколесили весь Крым, много путешествовали по Беларуси.

— Мы с сестрой с детства впитали неповторимую атмосферу походов, турслетов, на которые родители брали нас едва ли не с самого рождения. Они научили нас ценить каждую минуту, помогли понять, что счастье не в материальных благах, а в наполнении жизни, в любви друг к другу. Мы до сих пор путешествуем, ходим в походы, открываем для себя мир, — говорит младшая дочь Светлана Круковская. – Помню папины любимые песни «Люди идут по свету», «Я сегодня до зари встану». Друзья-туристы часто исполняли песни, написанные на его стихи. Возможно, они несовершенные, но в них столько души, любви к людям, природе. Елене удалось издать два сборника. Папа им так радовался! А мы счастливы, что успели это сделать при его жизни… То, что заложили в нас родители, никуда не ушло. Мама была талантливым музыкантом, педагогом, много лет преподавала в музучилище. Они познакомились когда-то на городском катке: мама упала, папа помог ей подняться… Более 50 лет прожили вместе, и их семейная жизнь для нас образец взаимопонимания, любви, доброты. Они были очень внимательны к нам, но никогда не вмешивались в нашу жизнь, уважали наш выбор. А какими чудесными они были дедушкой и бабушкой! Моим дочерям и сыновьям Елены повезло: наши родители стали для них настоящими ангелами-хранителями. Научили любить природу, людей, заложили, как и в нас, правильные ценности – фундамент, на котором они строят свою жизнь. Помню, как папа собирал наших детей, их друзей и вёз куда-нибудь на природу. Брал внуков с собой на пробеги и был для них примером.

Светлана рассказывает, что у отца было много друзей. Он шёл по улицам города и здоровался едва ли не с каждым встречным. К нему тянулись люди, были товарищи намного младше его. «Для меня Вадим Федорович был и другом, и отцом, и братом», — вспоминает Светлана слова ещё одного ветерана спорта Потаха Потахова, который очень поддерживал её отца в последний год жизни, когда он занемог из-за тяжелой болезни. Он стойко переносил её, в начале года ещё сочинял стихи… А эти строчки написал давно, в 1990-е:

«Я не пророк и в вещий сон не верую,
Нет, не по снам сбываются мечты…
Всё проще – надо реже хлопать дверью,
И в мире будет больше доброты.
Сегодня я дошел до перевала,
Пусть нелегко признать утрату сил,
Но я хочу, мне большего не надо,
Чтоб внук мою дорогу повторил…».

Дочери, внуки, друзья ещё не раз закинут рюкзаки за плечи, откроют для себя новые страны, расширят горизонты. И споют у костра под гитару его любимую «Люди идут по свету…». И покажется, что как всегда негромко, немного опережая темп, им подпевает Вадим Федорович.

«Жизнь конечна, любовь вечна», — так называется один из сборников его стихов. Много любви вложил он в своих родных, друзей. И она будет согревать их всегда, сколько бы лет ни миновало…

Фото: семейный архив Елены АВСЕЕНКО и Светланы КРУКОВСКОЙ.