Но прежде он преодолел непростой путь. На первенстве Республики Беларусь в Бресте молодечненец прошел отбор на Олимпийский фестиваль и II Игры стран СНГ, получив «путевку» на дистанции 100 метров брассом. Его результат на «большой воде» (дорожки по 50 метров) -- 1.06.76. Генрих выступал среди спортсменов 2005-2007 годов рождения и обыграл даже старших соперников. На Олимпийских днях молодежи Республики Беларусь (Могилев, «большая вода») выиграл на дистанциях 100 и 200 метров брассом, а также стал серебряным призером в эстафетном комбинированном плавании 4 х 100. Время, за которое преодолел 100- и 200-метровку, -- 1.05.61 и 2.22.63 соответственно.
Генрих занимается плаванием в детско-юношеской спортивной школе «Олимпик-2011», которая базируется в спортивно-развлекательном комплексе. Его тренирует Анастасия Лях -- в прошлом успешная спортсменка, которой покорялись различные пьедесталы. Уже более 15 лет она передает знания и опыт юным воспитанникам. Сначала работала в Чисти, в «Олимпике» -- с момента открытия этой школы.
-- Очевидно, что юношеский спорт развивается и доказывает, что в нем есть перспективные пловцы, -- говорит Анастасия Лях. -- Успех любого спортсмена -- его совместный труд с тренером. И, безусловно, тренер должен любить детей, свою работу и полностью отдаваться ей. В плавании открыть талант сразу практически невозможно. Выражаясь нашим языком, нужно время, чтобы спортсмена «приняла вода». Очень важны и физические данные.
Анастасия Владимировна воспитала уже свыше двухсот спортсменов. Немало из них продолжили путь в спорте. Генрих один из самых способных и трудолюбивых.
Привел его в плавание отец, который, к слову, в свое время увлекался легкой атлетикой. Однажды, отдыхая на Вилейском водохранилище, он видел, как семилетний сын довольно легко преодолел 350 метров по водной глади. Уже в восемь лет в «Олимпике-2011» Генрих стал участником своих первых в спортивной жизни соревнований.
-- Результатов ждать не стал, ушел по делам, -- с улыбкой вспоминает спортсмен. -- Потом мне позвонила тренер и сказала, что у меня третье место.
За это время у Генриха было уже под сотню различных соревнований и немало побед в копилке.
-- У меня больше 50 медалей, но точное их количество не знаю. Считать награды -- плохая примета, -- замечает пловец. -- Лучше усердно тренироваться и идти к намеченной цели. А вот перед самым стартом мне помогает настроиться динамичная музыка без слов -- слушаю ее в наушниках.
Каждый день Генриха расписан буквально по минутам. Парень признается, что сочетать спорт и учебу (он учащийся СШ №14) непросто.
-- Из-за сборов и соревнований приходится пропускать уроки, -- продолжает Генрих. -- Учителя относятся с пониманием и тоже радуются за успехи мои. Но спрос одинаковый. Они стремятся дать знания всем, и это правильно. Бывает, в один день меня могут вызвать к доске по всем предметам. Я всегда готов, потому что педагоги помогают наверстывать учебный материал, и много занимаюсь самостоятельно.
После уроков Генрих спешит на тренировки. Их шесть в неделю. Каждая длится не менее двух часов. Занимается парень и в бассейне, и на тренажерах.
-- Отжимание, прыжки, подтягивание, отработка техники, скорости… В плавании задействованы почти все мышцы, и все они одинаково важны, -- констатирует спортсмен.
Помимо этого он следит за режимом питания, соблюдая оптимальный баланс жиров, белков, углеводов.
-- Сладкого стараюсь употреблять меньше -- это быстрые углеводы, значит, и энергия быстро улетучится, -- объясняет пловец. -- Другое дело мясо, овощи, зелень! Это и энергия настоящая, и силы.
-- Друзья не завидуют, что ты отлично плаваешь? -- интересуюсь у Генриха.
-- Нет, и научить плавать никто не просил, разве только несколько уроков по технике преподнес старшей сестре, -- продолжает юноша. -- На водоемах я «не лихачу». Это же отдых, да и там другое чувство воды.
Генрих пока не определился, с какой профессией свяжет свой путь. Ему также интересны точные науки. Но он однозначно убежден, что в любом случае спорт -- это на всю жизнь.
Текст и фото: Ирина РАБУШКО.