Новости Молодечно и Молодечненского района

Как «хочу» превратить в «могу»

  • 2024-01-18 12:39:32

Всякий раз человек успокаивает себя тем, что вот сейчас немного отдохнет и начнет. Но в итоге этот отдых, откладывание дел на потом затягивается, сроки поджимают, работа делается через силу, и результат не такой, как хотелось бы, или вовсе не радует. Вам знакомо это чувство?

Попробуем разобраться, почему это происходит.

Первое -- многозадачность вашей жизни, в которой вы потерялись, как грибник в лесу.

Второе -- повышенная тревожность, негативный опыт неудач, нежелание брать на себя ответственность.

Что делать, чтобы разрешить конфликт между «хочу» и «надо»?

Первое и самое главное: составить список того, что «надо», расставить в нем приоритеты. Делаем это правильно. Размещаем свои дела по четырем категориям: срочные и важные; срочные, но неважные; несрочные и важные; несрочные и неважные. Выполняйте их именно в таком порядке, а также подумайте, кому можно было бы делегировать дела последней категории.

Очень важно понять, что такое для вас ответственность, за что вы отвечаете в своей жизни, а за что не отвечаете и не можете отвечать. Есть такое выражение: «Не берите на себя всю скорбь мира».

Определите и проанализируйте свои страхи и другие причины, которые мешают вам достигать целей, и посмотрите: преодолеваете ли вы их и как это делаете.

Затем напротив каждого пункта дел напишите, почему вы это дело откладываете, что мешает его выполнению. Очень важно проанализировать, какие ответы связаны с вашими качествами характера, а какие с внешними обстоятельствами. Например: «Мне не хватает уверенности», «Мне не хватает знаний» -- это ваши личностные характеристики. А вот ответы: «Мне не хватает денег» или «Я очень загружена работой» -- это внешние обстоятельства. А потом с этими ответами поиграйте в интересную игру «Почемучка».

Мне не хватает денег. Почему?

Мне мало платят за мою работу. Почему?

Мне стыдно просить прибавки к зарплате? Почему?

Что у вас получилось? Вы перевели внешние обстоятельства в те, которые зависят от вас, и нашли ограничивающее убеждение.

Это был всего лишь пример, но по этому образцу вы можете проработать свою проблему. Очень важно выполнять это упражнение письменно, так сказать, старым ученическим способом, с помощью листа бумаги и ручки. Таким образом, вы конкретизируете проблему, она предстает перед вами не через «просто мысли», а в четком визуальном изложении. А когда проблема изложена четко и ясно, более того, вы ее проанализировали -- решение её найти проще.

Следует помнить, что для изменения жизни важна готовность принять на себя ответственность за всё, что вы чувствуете (злость, радость, гнев, сострадание) и совершаете (плохое, хорошее, конструктивное, деструктивное). Ведь всё это чувствуете и совершаете именно вы, а не подруга Маша или друг Саша. Когда вы понимаете, что именно вы являетесь причиной происходящего с вами, когда эта ответственность вами осознанна и принята, начинают изменяться ваши мысли, а значит, и эмоции, поведение, вся жизнь.

Неуверенным в себе людям трудно дается искусство целеполагания, правильной мотивации и тому подобным вещам. Неверие в себя очень, если можно так выразиться, вредно для человека (как курение, например). Поэтому в заключение хотелось бы рассказать притчу «Небезупречный горшок».

У одного человека в Индии, носящего воду (водоноса), было два больших горшка, висевших на одном шесте, который он носил на плечах. В одном горшке была трещина, в то время как другой был безупречен и всегда доставлял свою порцию воды в полном объеме. Треснувший же горшок всегда доносил только половину содержимого.

Это продолжалось ежедневно в течение двух лет: водонос доставлял только полтора горшка воды в дом своего учителя. Конечно безупречный горшок очень собой гордился! А треснувший страшно стыдился своего несовершенства и был очень несчастен. Однажды он заговорил с носильщиком воды возле источника:

-- Я стыжусь себя и хочу извиниться перед тобой.

-- Почему? Чего ты стыдишься?

-- В течение двух лет я был способен донести только половину своей ноши, потому что через трещину в моем боку вода просачивается в течение всего пути. Получается, что из-за моего недостатка ты не можешь хорошо делать свою работу.

Водонос ответил:

-- Поскольку мы возвращаемся, я хочу, чтобы ты обратил внимание на красивые цветы по пути.

Действительно, когда они поднялись на холм, треснувший горшок обратил внимание на прекрасные цветы на одной стороне дороги, и это немного его успокоило. А человек сказал горшку:

-- Ты заметил, что цветы растут только на твоей стороне дороги? Дело в том, что я распорядился твоим недостатком с пользой. Я посадил семена на твоей стороне дороги, и каждый раз, когда мы шли от источника, ты поливал их. В течение этих двух лет я мог собирать эти красивые цветы и украшать ими стол учителя. Без тебя не было бы этой красоты!

Оксана СТЕПАНОВА,
психолог Молодечненской ЦРБ.