Встречаются дети, о которых говорят: «Носится как угорелый целый день!», «Задает тысячу вопросов, а ответы не слушает!», «Ни минуты не может усидеть на месте!» Такие требуют к себе пристального внимания, перебивают старших и часто не слушаются, вызывая у окружающих логичный вопрос: «А занимаются ли вообще родители воспитанием малыша?»
Не всегда такое поведение – следствие невоспитанности или вседозволенности. Причина может быть в наличии у ребенка гипердинамического синдрома. Что это за синдром, каковы его признаки, как бороться с проявлениями – разбираемся с педагогом-психологом высшей квалификационной категории Ниной ГАНУСЕВИЧ.
– Нина Сергеевна, привычные на слух «гиперактивность», «синдром дефицита внимания» тождественны понятию «гипердинамический синдром» или это что-то совсем другое?
– Можно сказать, что эти понятия означают проявление гипердинамического синдрома – поведенческого расстройства развития. Он проявляется у детей от рождения до 15 лет и наиболее выражен в дошкольном и младшем школьном возрасте. Отсюда и жалобы педагогов, и недоумение родителей на неусидчивость, невнимание, плохое поведение ребенка… Не всегда это следствие сложного характера, плохого воспитания или дефицита внимания со стороны родителей. Причина может скрываться гораздо глубже. Гипердинамический синдром – это повышенная двигательная активность при слабом контроле мотивации и смысловой наполненности деятельности. Часто этому диагнозу сопутствует дефицит внимания – отсутствие способности (или ее недостаточность) сосредотачиваться на необходимом объекте. В этом случае гипердинамический синдром скрывается под аббревиатурой СДВГ. Чем раньше он будет выявлен, тем раньше можно принять коррекционные меры. Стоит заметить, что организму не всегда удается справиться с нарушением к 15 годам. Если вовремя не обратиться к специалистам и не контролировать состояние ребенка, то и во взрослой жизни человек будет страдать от своих особенностей.
– Известны ли причины возникновения данного расстройства?
– Большинство специалистов считает, что гипердинамический синдром является одним из проявлений минимальной мозговой дисфункции (ММД). Это когда ребенок получил повреждение клеток мозга, которые отвечают за процесс торможения, и их функцию взяли на себя здоровые нервные клетки. И чтобы восстановить всю работу, им приходится работать с большой нагрузкой. Любой стресс и напряжение ребенка приводят к ухудшению работы всей системы. Именно поэтому нельзя кричать на гиперактивных детей и требовать от них вещи, которые они выполнить не в состоянии. Все эти процессы в нервной системе и приводят к тому, что дети испытывают трудности с концентрацией, произвольным вниманием и контролем своего поведения.
– Но дети бывают непоседами в силу своего темперамента. Что в их поведении должно насторожить родителей?
– Чтобы понимать, что такое гипердинамический синдром, нужно представить портрет ребенка с этим диагнозом. Некоторые проявления и особенности поведения детей с СДВГ могут быть выражены более сильно, а какие-то могут вообще отсутствовать. Лишь каждый пятый такой ребенок имеет полный набор симптомов. Во-первых, для него характерна чрезмерная двигательная активность. Создается впечатление, что ребенок совершает очень много лишних движений, постоянно суетится. Кажется, он совершенно не устает – хотя за этим может скрываться уже перенапряжение. Также характерны нарушения сна, которые возникают из-за перевозбуждения. Во-вторых, дефицит внимания. Малыш испытывает сложности, когда необходимо сосредоточиться на каком-либо объекте. Если занятие для него очень интересное, то он способен ненадолго в него погрузиться и увлечься. Но долгие уроки, решение задач, чтение текстов становится настоящим мучением. В-третьих, импульсивность. Особенности ребенка не дают ему возможности хорошо обдумать свои слова и действия, соотнести их с правилами и запретами. Он часто выкрикивает ответы на уроке, не дожидается разрешения куда-то пойти, отвлекается на заинтересовавшие сиюминутные вещи. На характер этот симптом тоже оказывает свое влияние: ребенок страдает частыми перепадами настроения, становится вспыльчивым и может даже проявлять агрессию. В-четвертых, проблемы с самоконтролем. Гиперактивные дети имеют хорошую память и понимают слова взрослых, но вразумлять их после очередного нарушения поведения не имеет смысла – они не смогут удержаться. Часто именно таких детей родители теряют в торговых центрах: они отвлекаются на что-то привлекательное и совершенно забывают о том, что нельзя далеко отходить от мамы или папы. В-пятых, отсутствие статического положения. Ребенок постоянно что-то делает: даже на месте в положении стоя или сидя он размахивает руками или ногами, качает головой, стучит пальцами по столу... Даже ходят такие дети не спокойным шагом, а очень быстро или вприпрыжку. К шестому пункту можно отнести «поверхностность чувств». У детей с гипердинамическим синдромом не возникает желания погружаться во внутренний мир собеседника, ведь для этого нужно сконцентрироваться на его словах и эмоциях. Поэтому при необходимости такому ребенку нужно прямо говорить, что вы испытываете. Плюсом такого свойства личности является то, что гиперактивные дети не умеют долго злиться и таить обиду на окружающих. Даже после вспышки гнева спустя некоторое время они готовы общаться как ни в чем не бывало. И седьмое – это общительность. Дети с таким синдромом легко налаживают социальные контакты, они всегда найдут о чем поговорить как со сверстниками, так и со взрослыми. Но вместе с тем поддерживать постоянные и глубокие дружеские отношения у них не получается. Каждому ребенку, который имеет диагноз ММД, и в частности, гипердинамический синдром, необходима консультация ряда специалистов. Чем раньше он пройдет обследование, тем больше шансов скорректировать ситуацию и не допустить развитие вторичных расстройств (дисграфия, дислексия, речевые расстройства, нарушения внимания, познавательной деятельности и другое). С ребенком и его родителями беседуют психолог, логопед, дефектолог и нейропсихолог, при выявлении гипердинамического синдрома любой степени составляют план по его коррекции. При необходимости направляют к неврологу, чтобы получить медикаментозное лечение.
– Детям с гипердинамическим синдромом или подозрениями на него один специалист не поможет? Показана консультация нескольких?
– Конечно! И все методики лечения можно разделить на несколько групп: нейропсихологические – занимают длительное время, потому что помогают строить новые связи головного мозга, чтобы нервная система работала более эффективно; поведенческая и семейная психотерапия; также медикаментозная терапия; транскраниальная магнитная стимуляция мозга. Работа с гиперактивными детьми направлена на развитие свойств внимания, двигательной сферы (координация движений и мелкой моторики), умение релаксировать, повышение уровня произвольного контроля за своими действиями. Психолог поможет ребенку снять напряжение, научит расслабляться с помощью специальных методик релаксации и арт-терапии, создаст атмосферу понимания и сопереживания, которой ему не хватает дома и в школе. В связке с логопедом и дефектологом детский психолог работает над снижением импульсивности и формированием привычки усвоения, переработки и применения полученных знаний. Особенно важно проводить такую работу перед поступлением в школу, чтобы будущий ученик успешно мог справляться со школьной программой и не приобрел дополнительные нарушения в процессе учебной деятельности.
– Что посоветуете родителям ребенка, у которого выявлен гипердинамический синдром?
– Не паниковать! А признать и начинать работать. Понимаю, что маме и папе очень непросто справляться с таким ребенком. Они могут теряться, не знать, с чего начать. Отчаиваются, когда не всё удается. Советую обратиться к психологу – он окажет поддержку и подскажет, как воспитывать малыша, как с ним общаться, избегая ссор и стрессов. Поверьте, специалист выстроит работу по многим направлениям. К сожалению, не все родители вовремя проходят необходимые обследования, а некоторые и вовсе не признают проблему. Но в любом случае им нужно знать, как взаимодействовать друг с другом.
– Поделитесь, пожалуйста, с нашими читателями-родителями основными рекомендациями, которые помогут им строить отношения со своим ребенком и помогать ему.
– Главное, установите контакт со своим сыном или дочерью (обращаясь к ребенку, прикоснитесь). Помните, что он не специально ведет себя плохо, стараясь вывести вас из себя, а просто не может управлять своими эмоциями и поведением. В вашей семье должен действовать закон постоянства правил: они понятны, конкретны, выполнимы. В доме необходимо поддерживать порядок и безопасность, чтобы избежать травм. Советую установить режим дня. По часам ребенку легче адаптироваться, это поможет избежать перенапряжения. Точно определите, сколько времени он может проводить за телевизором, компьютером и планшетом – ведь они сильно раздражают нервную систему. Хорошо работает «правило кулика, который хвалит свое болото»: не ругайте ребенка за большую активность – детям свойственно прыгать, бегать и шуметь. Лучше переключите его на другую деятельность, предложив спокойные игры и занятия. Прислушайтесь и к себе: если ваши силы на исходе, то попросите помощи у родственников, друзей. Родители тоже люди, значит, должны отдыхать. Разговаривайте об эмоциях: без утайки рассказывайте, что чувствуете, спрашивайте, что чувствует ребенок. Старайтесь направлять его энергию в нужное русло. Если есть возможность отправить ребенка в детский сад или школу, где количество детей меньше, чем обычно, то стоит ею воспользоваться. Гиперактивному малышу тяжело среди множества других детей, и он, в свою очередь, сильно отвлекает их от учебного процесса. Не давите чрезмерным контролем и наказаниями, оставьте ребенку возможность стараться самому регулировать свое поведение, помогайте только тогда, когда он не справляется. Откройте в нем те особенности, которые проявляются лучше всего. Создайте малышу возможность самореализоваться, чтобы он чувствовал себя желанным, полезным и хорошим. Поручите те задания, которые он хорошо выполняет. Найдите баланс в своей модели воспитания: на детях плохо сказывается, когда родитель сначала излишне мягкий, а потом неожиданно становится чересчур строгим. Если что-то требуете, то обязательно добивайтесь выполнения своей просьбы. Помните, что гипердинамический синдром у детей связан не с плохим воспитанием и проблемами в поведении, а с неврологическими нарушениями в работе головного мозга. Поэтому решить его можно лишь с помощью диагностических и коррекционных методов воздействия. Педагоги и родители должны понимать это и не пытаться исправить проблему гиперактивности руганью и авторитетными указаниями. Эффективного результата можно добиться лишь при комплексном и целенаправленном воздействии на ребенка.
Татьяна КНЯЗЕВА
Фото: архив Нины ГАНУСЕВИЧ