Новости Молодечно и Молодечненского района

«Витька – это я!» О встрече двух товарищей спустя 40 лет после концлагеря

  • 2025-05-09 08:06:25
  • Марина ПУЦЕЙКО

Однажды в конце 1980-х, возвращаясь из магазина домой, Виктор СЕЛЮН на пару минут задержался на автобусной остановке одной из деревень Вилейского района. Этого промедления хватило, чтобы не разминуться с междугородним автобусом, из которого, оглядываясь по сторонам, вышел неместный пожилой мужчина.

История об этой встрече и о том, что ей предшествовало, из поколения в поколение передается в семье старшего помощника прокурора Молодечненского района Александра Хаменка.

– Виктор Селюн – мой прадедушка. Старичок, который вышел из автобуса, искал именно его: «Не подскажете, живет ли в этой деревне Витька Селюн?» – рассказывает Александр Владимирович. – То ли они не узнали друг друга в тот момент, то ли прадед решил немного отсрочить эмоциональную минуту, но он повел «незнакомца» показывать дорогу к своему же дому. А уже возле калитки, не сдерживая слез, бросился обнимать мужчину: «Витька – это я! Здравствуй, мой дорогой!»

Виктору было всего 14, когда его деревню сожгли, а самого вывезли в трудовой концлагерь в Германии. 14 лет – парнишка был самым юным во взрослом отряде, но и трудиться ему, несмотря на возраст, приходилось наравне со взрослыми мужчинами.

– Прадед рассказывал, что в отряде старшие относились к нему как к родному сыну, – говорит Александр Хаменок. – Каждый старался ему как-то помочь, чтобы хоть немного облегчить пребывание в немецком аду и сохранить жизнь. Кто-то делился своими крохами еды, другие помогали физически в работе или морально – добрым словом поддержки. В их отряде был один мужчина, в обязанности которого входило вывозить мусор из казармы. При возвращении фашисты его не досматривали, а значит, он мог принести обратно в лагерь какую-то еду, найденную среди отходов. Во многом благодаря этому мой прадедушка и выжил, смог вернуться домой и создать семью.

Виктор Селюн немного рассказывал своим детям и внукам о том, что пришлось пережить в то жуткое время плена. Всё больше – о силе и стойкости советского народа, о мужестве и душевной красоте простых людей, которых не сломали и чьи души не очерствили тяжелый труд, лишения, голод и боль. Эту память чтут сегодня его правнуки. Берегут и семейную историю о встрече двух товарищей спустя сорок лет после концлагеря.

– И эта память будет жить всегда. Наша святая обязанность – сохранять и передавать ее из поколения в поколение, – подчеркивает Александр Владимирович. – Мы должны помнить, какой ценой досталась победа, и гордиться великой славой наших предков. Тех, кто еще жив, и тех, кого с нами уже нет.

Марина ПУЦЕЙКО