Как рассказала Марина Волоскович, психолог, руководитель клуба «Диалог+» Дворца культуры и автор молодежного фестиваля молодежных творческих инициатив «Время жить!», на профессиональных семинарах она делилась наработками со своими коллегами, и в последствии ей было приятно узнавать, что опыт работы с молодежью в Молодечно перенимают в других городах.
Фестиваль «Время жить!» в этом году принял форму творческого движения. В течение года «Диалог+» инициировал проведение целого ряда творческих событий: презентацию фильма «Музыка под Брайлем» Ольги Петровой, Молодежный литературный портал «Пишем как дышим», мотивационно-творческая встреча «Жить на 100%!», цикл «Теплые встречи в Диалоге».
Ситуация одна, выходов несколько
В третий раз в Молодечно приезжает интерактивный психологический театр минской СШ №27. Что же собой представляет такая форма работы с аудиторией?
... Декорации и количество актеров -- минимальные. Перед зрителями разыгрывается короткая сценка, буквально на 3 минуты, состоящая из нескольких сюжетов. В ней обыгрываются ситуации, как правило, конфликтные, спорные – те самые, в которых каждый человек оказывается ежедневно на работе, на учебе, дома, в общественных местах. Потом действие повторяют заново, и любому зрителю дается право остановить ход спектакля в тот момент, где он чувствует: если поступить иначе, то и развязка ситуации будет другая. Зритель выходит и занимает место актера, демонстрирует: что было бы, если бы…
Молодежь, которая собралась в зале музыкального колледжа, наблюдала за поведением учителя, учеников и родителей. Действия актеров ставили вопросы: что делать, если педагог резко обращается к тебе? Ответить грубостью? Почему родители не обращают на тебя внимания и сами ведут себя хуже детей – постоянно ссорятся и конфликтуют? Стоит ли поддаться соблазну и принять предложение попробовать наркотик? Нужно ли пытаться мирить родителей и как это сделать?
-- Я не ставлю задачей кого-то лечить. Скорее, показать, что из каждой ситуации в жизни бывает множество выходов, и только сам человек выбирает, как поступить. У каждого есть привычный набор стратегий поведения. И иногда человек просто даже не догадывается, что можно действовать по-другому, -- рассказала руководитель театра Марина Казак.
Психолог, которая занимается интерактивным театром больше 10 лет, рассказала, что ставила спектакли для разных аудиторий -- от школьников до анонимных наркоманов. Работала с группами, где в качестве актеров были школьники, студенты и взрослые. Один раз студенты были из Венесуэлы и текст переводили на испанский. По словам психолога, это было ее открытие: у людей с далекого континента абсолютно такие же проблемы, что и у нас.
Каждый спектакль интерактивного театра не похож на предыдущий, хотя сюжет может быть одинаковым. Каждая аудитория расставляет свои акценты, делает упор на то, что для нее на данный момент является самым важным. По мнению Марины Казак, главное, о чем говорит театр человеку, -- это возможность выбора.
Где еще может быть полезен такой театр? В любой области, где существуют человеческие взаимоотношения, а значит, и конфликты. По словам психолога, единственное ограничение – пожалуй, возраст: старше 14-15 лет. Необходимо, чтобы человек начал задумываться над тем, что и почему происходит в его жизни.