В детстве она по ночам без спросу каталась на колхозных лошадях без седла, в 19 лет получила водительские права. 15 лет отработала проводницей на железной дороге. Молодечненцы могут помнить её за рулем «маршрутки» №4. Когда получила категорию Е, работала на большегрузах в минской фирме. А последние три года Татьяна – водитель-международник. И, как сама говорит, от своей работы «просто кайфует»…
«Верю, что брат меня оберегает»
— Откуда у вас такая любовь к технике, к дороге? – спрашиваю у своей собеседницы.
— Нас у родителей четверо, я самая младшая. Я была очень привязана к брату Саше, Александру Бураковскому. Он старше меня на семь лет. Саша был просто помешан на машинах, мечтал стать дальнобойщиком. И сегодня помню номер его красного автобуса ЛиАЗ 47-52, в котором он возил пассажиров по Молодечно… Случилась трагедия: в 30 лет он утонул. У меня внутреннее убеждение, что я иду дорогой, которой хотел пойти он… Постоянно ощущаю связь с ним, его поддержку. Верю: он меня оберегает. Помню, в Швеции на гололеде машину начало жутко водить, казалось, вот-вот она перевернется. Я же сидела за рулем с олимпийским спокойствием, знала, что всё обойдется. И таких моментов было немало… Кстати, моего шестилетнего сына зовут Сашей, он родился в день именин Александра. И я не считаю это простым совпадением.
«Люблю в дороге встречать рассвет»
Татьяна водит 40-тонные «Мерседес» и «Вольво». Её направление – Скандинавские страны: Швеция, Финляндия, Норвегия. Возит как продукты питания, так и древесину, и даже… торф. Пользуется навигатором, переводчиком. Уровня знания немецкого языка достаточно для работы, выучила и много расхожих фраз на английском, но иногда приходится объясняться и на пальцах. График такой: 9 часов в дороге, 11 часов машина в отстое, 4 часа отводится на загрузку-разгрузку.
Допустимая максимальная скорость – 82 километра в час. В Норвегии зимой доезжает до Северного полярного круга, летом колесит и по Заполярью. К примеру, как-то возила на острова картофель, выращенный фермером на Полярном круге. Он угостил и водителей, картошка оказалась очень вкусной.
Дороги в Норвегии узкие, чтобы разминуться со встречным транспортом, нередко нужно съезжать в предусмотренные для этого «карманы». Много тоннелей, и не только в горах, но даже под водой. Часто приходится пользоваться паромами, иначе на острова не попадешь. Зато природа – горы, водопады, фьорды, стада оленей – просто дух захватывает. В рейс Татьяна берет целую сумку снастей, выпадает свободное время — ловит рыбу. Однажды с напарником поймали 36 штук сайды. Делала сама консервы из печени трески, получилось очень вкусно. А ещё собирает грибы, которых там хоть косой коси. Насушила, домой привезла.«А дорога серою лентою вьется…». Острова на самом севере Норвегии.
— Не представляю себя в офисе работающей по графику с восьми до пяти! Это для меня ад! – признается женщина, которая объездила 32 страны. – Люблю в дороге встречать рассвет с чашкой кофе в руках. Это такая романтика: земля пробуждается. Дома я это время просыпаю, а в пути все рассветы мои!
Проявила упрямство – предложили работу
— В Италии мне загрузили на Норвегию 24 тонны сыра. Я обнаружила, что загрузка сделана не по правилам: перегружена передняя ось. При подъеме незакрепленный груз мог бы легко выдавить двери. Пришлось ругаться, требовать перезагрузки, хотя директор фирмы, похожий на актера Джигарханяна, буквально выпихивал меня с их территории. Но я не уехала, простояла сутки. Подключила руководство нашей фирмы, меня перезагрузили. На прощанье суровый «Джигарханян» предложил мне работу и зарплату на 700 евро выше моей… Я не согласилась, меня вполне устраивают условия моей работы, но, пожалуй, это был самый приятный комплимент мне как профессионалу.
Татьяна рассказывает, что четыре раза ей приходилось в дороге самой менять колеса.
«Снимаю обувь, как дома»
— Да, обувь оставляю на ступеньках машины. В кабине белоснежный коврик, плед у меня тоже белый. И цветочки в вазочке. А как иначе: машина – мой временный дом, в ней должно быть чисто, удобно, уютно. Отправляясь с рейс, везу с собой три чемодана – плитку, мультиварку, блендер, маникюрный набор, спортивный инвентарь – гантели, скакалку, эспандеры и даже маленький велотренажер. И гардероб на два месяца.
К слову, за рулем Татьяна не всегда в брюках. В жару наряжалась в легкие платья, а на Новый год – в костюм Снегурочки… Рассказывает, что женщины-водители, встречаясь на дороге, всегда друг друга приветствуют в знак солидарности. Кстати, в фирме, где работает Татьяна, один процент представительниц прекрасного пола. Это не так и мало – 130 человек. И она не одна из Молодечно, знает еще землячку, а также семейную пару.Татьяна Завадская во время переправы на пароме из Германии в Швецию.
Сын зачеркивает дни в календаре
В среднем Татьяна уезжает из дому на два месяца. Правда, в этом году из-за пандемии ей предложили поработать пять месяцев. Согласилась, но говорит, что было невыносимо: очень скучала по родным. Её старшие дочери Юлия и Дарья живут и работают в Польше. Сыну Саше – шесть, когда мама работает, он остается с папой. И как говорит Татьяна, зачеркивает дни до её приезда, но не хнычет. Любит слушать рассказы о разных странах, учит вместе с ней географию. О Норвегии Саша знает уже очень много…
Муж Сергей – повар по образованию, но переквалифицировался в строителя-отделочника. Но готовит он прекрасно, умеет красиво, как в ресторане, подать блюдо, отмечает Татьяна.
С родными женщина всегда на связи, всегда балует их подарками по приезду. Однажды из Швеции привезла сыну 15 килограммов самых разных сортов конфет-желатинок – вот это был сюрприз!Шестилетний сынишка Саша тоже неравнодушен к машинам.
В этом году Саша пойдет в первый класс СШ №14. Скорее всего, мама не сможет быть с ним 1 Сентября — она будет в дороге…
— Для меня, не умеющей водить машину, ваша работа – словно космос… Неужели вы до пенсии будете колесить на фурах?
— И до пенсии, и после! – не задумываясь, с улыбкой говорит Татьяна. – А в 86 лет куплю последнюю модель джипа, надену кожаные брюки — и, как всегда, только вперед!
Анжелика КРУПЕНЬКОВА.
Фото: архив Татьяны ЗАВАДСКОЙ.