Я родился после его смерти, но на стене в доме висит его портрет в раме, написанный когда-то ординарцем прадеда, художником-самоучкой. На нем совсем молодой офицер в погонах капитана сидит и курит папиросу. Мама любит рассказывать о нем…
Мой прадед прожил долгую жизнь: умер в 92 года. Он очень любил читать, собрал огромную библиотеку. У него была любимая книга — «50 лет в строю», написанная графом Игнатьевым. Дело в том, что граф Алексей Игнатьев — человек уникальной судьбы, военный дипломат, писатель, царский генерал и генерал-лейтенант Красной армии. Прадед мечтал о том, чтобы повторить военный подвиг «советского графа» — 50 лет отдать службе в армии. И у него это получилось.
Еще до войны Николай окончил Тамбовское Краснознаменное кавалерийское училище, служил в нем в звании лейтенанта инструктором. В 1941 году был откомандирован в Черниговское кавалерийское училище, где в школе лейтенантов готовил кадры для передовой: на подготовку командиров отводилось всего три месяца…
Шла война, и Николай получал известия с фронта: гибнут его друзья, товарищи по Тамбовскому училищу. Он обратился с рапортом наркому обороны СССР Клименту Ворошилову с требованием отправки на фронт. И получил категорический отказ: школа должна готовить командиров, пополнять командный состав действующей армии. Ведь известно: командиры погибали первыми.
Школу лейтенантов, где молодых бойцов обучал мой прадед, несколько раз эвакуировали — сначала в Иркутск, затем в Кострому. В ней изучали подрывное дело, строительство мостов и переправ: кавалерию перепрофилировали в военно-инженерные войска.
Капитан инженерных войск Николай Овчаренко еще несколько раз писал рапорты с просьбой отправить его на передовую. И всё время приходили отказы. Одно из таких писем с подписью Ворошилова хранится в нашем семейном архиве до сих пор… Остальные, как мне рассказали, прадед изорвал в клочки!
Только в 1945-м ему удалось добиться разрешения. Но война уже шла за пределами нашей Родины… Офицер Овчаренко едет в Москву, где должен получить назначение. А его направляют не на фронт, а в Белоруссию: воевать с последствиями войны — минами, неразорвавшимися бомбами, снарядами. В стране этого «добра» накопилось немало за годы войны.
В общем, на передовую Николай Ефимович так и не попал. Но война продлилась для его и его товарищей до 1954 года: всё это время его батальон разминировал обширные территории под Борисовом, Оршей, Могилевом, Полоцком, Мин-ском. Военно-инженерные, саперные войска работали на разминировании, каждый день рискуя жизнями, как на фронте. Поэтому у моего прадеда был целый «иконостас» боевых орденов и медалей.
Часть, которая расположена на территории деревни Красное и в которой он «дослуживал» свои 50 лет в строю, носит имя генерал-лейтенанта инженерных войск Дмитрия Карбышева. На въезде в военный городок есть памятник генералу — в память о его героической жизни и гибели от рук фашистов. Возле этого памятника — небольшая площадка, где играют дети, куда молодожены приносят цветы в день свадьбы. История его подвига известна всем, кто живет в городке.
… История жизни и службы моего прадеда хорошо известна только моей семье. Но он выполнил свой военный долг с честью и достоин если не книги, то хотя бы рассказа. Который я однажды обязательно напишу.
Сергей ЛЕШКО, ученик 11 «Б» класса СШ №53 г. Минска.
Фото: архив СЕМЬИ ЛЕШКО.