Новости Молодечно и Молодечненского района

Молодечненец Иван Галговский принимал участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС 

  • 2025-04-26 11:55:00

Иван ГАЛГОВСКИЙ уже почти 48 лет работает водителем в Молодечненском зональном центре гигиены и эпидемиологии. Но из-за его скромности далеко не все знают, что Иван Адольфович принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Что же, будем исправлять ситуацию.

26 апреля 1986 года был обычным днем, никто даже не мог предположить, что где-то совсем рядом произошла страшнейшая техногенная катастрофа. Люди гуляли по улицам, готовились к майским праздникам, никто ничего не знал…

Заговорили об этом через несколько дней. В те дни наш герой даже не представлял, что скоро сам станет участником этих событий.

Иван Адольфович протягивает мне военный билет с записью: «с 22.10.1986 по 14.04.1987 принимал участие в работе по ликвидации последствий на ЧАЭС».

– Дома жена и маленькая дочь, – вспоминает он. – А я сижу в военкомате среди таких же молодых парней с одним вопросом: куда нас отправят и что мы будем делать. Ничего конкретного нам не говорили. В тот же день нас отправили в воинскую часть Околица под Минском, а уже оттуда – в Гомельскую область.

Палаточный лагерь, в котором им предстояло жить следующие шесть месяцев, располагался между поселком Рудаков и деревней Бабчин Хойникского района. Поселок был жилой, а вот деревню уже отселили – она находилась в 30-километровой зоне отселения.

– Нас распределили в 1-ю роту специальной обработки, в которой в общей сложности было около 90 человек, – продолжает Иван Адольфович. – Перед нами стояла задача дезактивации загрязненной территории. Работы в основном включали пылеподавление, отмывку всех объектов от радиационной пыли и снятие зараженного грунта. В плане выполняемых работ для меня ничего не изменилось – на гражданке я был водителем, им меня и назначили. Только теперь я был химиком-водителем. А моей рабочей «лошадкой» на это время стал Зил-157 АРУП – грузовая машина с бочкой, в которой размещался дезактивирующий раствор. Наш день начинался в 6 часов утра с построения, а уже к 10-ти мы ехали на выполнение задания. Все работы по дезактивации выполняли в 30-километровой зоне отселения на белорусской территории. На тот момент население уже всё эвакуировали, кругом были пустынные улицы, на которых стояли закрытые на замок дома. Осознание масштаба трагедии пришло не сразу: люди еще верили, что смогут через какое-то время вернуться. Даже у нас в роте были горячие молодые головы, которые мечтали, чтобы их отправили на «трубу» (так называли работы, проводимые на реакторе Чернобыльской АЭС) в зону аварии, чтобы потом скорее отправиться домой. Никто в то время не осознавал этой страшной опасности – ведь радиации не видно. Но нам повезло: в 10-километровую зону нас не отправляли, не говоря уже о самом реакторе. Было сложно, но с поставленной задачей справились. Все работали с энтузиазмом, понимая, что если не мы, то кто выполнит задание. Через шесть месяцев нас отправили обратно, а наше место заняла следующая группа ребят. И я наконец-то вернулся к семье.

В завершение нашего разговора Иван Адольфович достает медаль «Участник ликвидации последствий аварии ЧАЭС».

Теперь историю Ивана Адольфовича узнает чуть больше людей, и не только его коллеги.

Виталий БЫЛИНСКИЙ,
врач-гигиенист отделения гигиены труда отдела гигиены Молодечненского ЗЦГЭ