Многие родители хотят отдать ребенка в детский сад, так как социализация — это очень важный компонент для того, чтобы малыш научился общаться со сверстниками. Как нахождение в дошкольном учреждении может повлиять на развитие речи и когда это действительно необходимо, рассказала нейропсихолог, логопед и дефектолог Виктория Карпович.

В самом начале эксперт отметила, что до трех лет ребенок катастрофически нуждается в матери:
— Дело в том, что, когда вы находитесь рядом с ребенком, он перенимает, имитирует все ваши действия и накапливает свой внутренний словарь, развивает в себе эмоции и чувства. Это то, что передает именно мама. Но многим родителям нужно выходить на работу, это логичная причина. Поэтому если вдруг у вас есть возможность не отдавать ребенка до трех лет в детский сад, то лучше побудьте с малышом.
Но если вы все-таки вынуждены отдать неговорящего ребенка в детский сад, нужно понять, что вы отпускаете его в новый мир без определенной опоры, утверждает логопед. Поэтому, чтобы создать для малыша комфортные условия, нужно следовать некоторым советам.
— Во-первых, должен быть очень короткий адаптационный период, — обратила внимание нейропсихолог. — То есть вы будете приводить ребенка сначала на 30, 40 минут, а после — на час в детский сад. В это время желательно находиться в группе вместе с ребенком. Чтобы, например, он мог подойти и взять стакан с водой. Вы идете вместе с ним, помогаете ему с этим и дальше продолжаете заниматься делами. Ребенку сперва нужно сформировать доречевую базу. Когда у него есть четкий указательный жест, он может ответить: «Да», если его спросят: «Ты хочешь воды?» или «Ты хочешь есть?». Хотя бы эти пункты должны быть освоены, и малышу уже будет легче. Поэтому я считаю, что когда у ребенка сложности с пониманием речи, ему не нужно быть в детском саду. Либо его нужно отправлять в коррекционную группу. Там малышу будет легче, потому что педагоги будут его точно понимать. Там очень четко выстроен режим.

Дефектолог рассказала, в каком случае ребенок точно сможет заговорить, если пойдет в сад:
— Если ваш ребенок вовремя стал гулить, если у него был лепет и в год он произносит частично около 10–15 слов, прекрасно понимает обращенную речь и в некоторых случаях уже начинает говорить первыми словами. Такой малыш в детском саду заговорит, потому там он получит сдвиг. Также в случае когда у ребенка, например, дизартрия. Это речевое нарушение иннервации (мышц речевого аппарата). Но у таких детей есть хорошее понимание речи, и они тоже смогут заговорить в детском саду. Но если вы пытаетесь отдать ребенка с моторной алалией (это прекрасно понимающий речь ребенок с большим желанием коммуникации), но до этого не нашли к нему подход, то ему просто могут очень сильно снизить самооценку, у него появится нежелательное поведение — малыш будет драться, кусаться. Это же касается и детей с диспраксией.
Виктория Карпович отмечает, что самое страшное, когда в сад отдают детей с нарушением слуха, у которых есть сложности с анализом, то есть с развитием фонематического восприятия. Например, когда вы говорите ребенку: «Идем есть», а он не слышит. В результате возникнет непонимание, из-за чего он уйдет в протест, а после это перерастает в нежелательное поведение.

— В результате это всё сказывается на неокрепшей нервной системе ребенка, — обратила внимание эксперт. — И из-за влияния психосоматики он станет часто болеющим малышом. А это всегда создает условия для отката в развитии. Потому что на фоне антибиотиков, вирусов или бактерий у ребенка происходит угнетение нервной системы. Также из-за температуры могут быть судороги. Они тоже могут вызывать откат в развитии. Ребенок попадает в больницу, там он чего-нибудь пугается и в некоторых случаях может вообще замолчать — и надолго. Поэтому перед тем как отдавать неговорящего ребенка в детский сад, нужно всё четко проанализировать.