Накануне Дня работников торговли, который в этом году отмечается 27 июля, журналист «МГ» поговорил с преподавателем, на чьих плечах лежит ответственность за формирование нового поколения специалистов этой сферы. Заведующий отделением бытового обслуживания Молодечненского государственного колледжа Юлия НЕХВЯДОВИЧ более 20 лет работает в сфере профессионального технического образования. Именно такие преподаватели, как она, растят будущие кадры и выпускают компетентных специалистов. Но главное – она верит в своих учащихся и видит потенциал в каждом, даже в том, кто сомневается в себе.
– Юлия Игоревна, чем вас привлекает ваша профессия?
– Я люблю педагогику, мне нравится работать с молодежью. Это не просто профессия, это призвание, которое глубоко укоренилось в моем сердце. Каждый учащийся – это уникальный мир со своими талантами, недостатками, интересами и мечтами. Моя главная задача – это дать ему возможность раскрыться и почувствовать уверенность в собственных силах. Всё это требует не только знания предмета, но и чуткости, терпения, искренней любви к детям. Педагогика – это постоянное развитие, поиск новых подходов и методов, способность увлечь и мотивировать каждого учащегося. В своей работе мне приходится находить общий язык с разными характерами, адаптироваться к меняющимся потребностям и создавать атмосферу, где каждый будет чувствовать себя комфортно и безопасно.
– Что главное в вашей работе?
– Видеть результат. Наблюдать, как мои воспитанники растут в профессиональном плане, развиваются, достигают целей и становятся достойными членами общества. Это чувство непередаваемо, оно наполняет мою жизнь смыслом и дарит невероятную энергию для дальнейшей работы. Профессиональное техническое образование – это не просто работа, это инвестиция в будущее наших детей.
– Где вы родились и кем были ваши родители?
– Я родилась не в Беларуси. Поскольку мои родители были военнослужащими, наша жизнь была очень динамичной – мы часто переезжали из одного места в другое. Воспоминания о детстве и юности у меня связаны с Полоцком. Сознательно я себя помню именно там, в этом древнем городе, пропитанном историей, проходило мое детство. Там я сформировалась как личность, встретила будущего мужа, получила образование, которое дало прочный фундамент для моей дальнейшей карьеры. Сейчас живу в Молодечно, но Полоцк навсегда останется в моем сердце. Для меня этот город – как эхо далеких лет, наполненных беззаботным детским смехом.
– Как вы решили стать преподавателем?
– Мой путь в педагогику был непрямой. После окончания школы поступила в Полоцкий торгово-технологический колледж Белкоопсоюза. Училась на платной основе, поэтому распределение на первое рабочее место мне не грозило. Впереди – неизвестные горизонты, новые возможности и, конечно же, первые шаги во взрослую жизнь. Став дипломированным специалистом, я получила неожиданное, но невероятно приятное предложение: стать мастером производственного обучения в Полоцком училище бытового обслуживания. Не раздумывая, согласилась. Этого учебного заведения больше нет, оно было реорганизовано и сейчас является частью Полоцкого государственного аграрно-технического колледжа имени Героя Советского Союза В.М. Лобанка, где готовят специалистов по различным специальностям, связанным с сельским хозяйством и техникой. Так началась моя педагогическая карьера, путь, который оказался гораздо более увлекательным и значимым, чем я могла себе представить. Работая в училище, окончила заочно отделение Белорусского государственного экономического университета.
– Расскажите о своих первых шагах в роли мастера. Они были простыми?
– Признаюсь честно, нет. Первые дни были наполнены смесью волнения и некоторой неуверенности. Представьте: вчерашняя учащаяся колледжа, только получившая диплом, теперь должна была стоять перед группой молодых людей, практически своих ровесников, которые смотрели на меня с каким-то ожиданием. Ответственность за их обучение, формирование их профессиональных навыков казалась огромной. Настоящим испытанием для меня стала поездка с первокурсниками на уборку картошки. Первого сентября, сразу после торжественной линейки, нас погрузили в автобус и отвезли в деревню. Местный колхоз предоставил нам дома для жилья. Казалось бы, задача проста: копать картошку. Но для городских детей это стало проверкой на прочность. Спины ломило, руки болели, а горизонт картофельного поля казался бескрайним. На уборке картошки первокурсники общались, знакомились, иногда даже завязывались романтические отношения. Вечером после работы организовывали посиделки, приходилось следить за ними неусыпно. Каждый день приносил новые сюрпризы. После окончания сельхозработ учащиеся вернулись в учебные классы за парты, а я к учительскому столу.
– Помните свои первые уроки?
– Это было сложно. Нужно было не просто рассказать о предмете, но и сделать его понятным, интересным и практичным. Приходилось самой искать подходы, экспериментировать с методами преподавания, учиться находить общий язык с каждым учащимся. Сегодня, оглядываясь назад, понимаю, что стать мастером после колледжа было одним из самых важных событий в моей жизни. Это не просто старт моей карьеры, это начало пути, которое позволило мне раскрыть свой потенциал.
– Что стало причиной вашего переезда в Молодечно?
– Мой муж военный. После свадьбы получил новое назначение, и так мы оказались в Молодечно.
– Как адаптировались к новой жизни?
– Я решила продолжить карьеру педагога и устроилась на работу в Молодечненский государственный колледж мастером производственного обучения. Стала готовить специалистов торговли. На мои старания обратили внимание в администрации колледжа и предложили занять должность заведующего отделением бытового обслуживания. Я благодарна коллективу и директору колледжа за поддержку. А своим учащимся – за то, что они делают мою работу такой яркой и значимой.
– Какими основными качествами должен обладать продавец?
– Эта профессия требует не только знаний о товаре, но и умения коммуницировать, слушать покупателей. Продавцы должны быть хорошими психологами, уметь подстраиваться под настроение клиента и находить подход к каждому. Также важно быть терпеливым и устойчивым к стрессовым ситуациям.
– Какие у вас возникают эмоции, кода вы видите своих выпускников за прилавками магазинов?
– Чувства гордости и любопытства. Кода вижу своего выпускника на рабочем месте, я обязательно встану в очередь в ту кассу, которую он обслуживает.
– Как они реагируют на встречу с вами?
– Обслуживают с улыбкой. Подходя к выпускникам на их рабочем месте, я демонстрирую им свою поддержку и интерес к их успехам.
– У вас есть дети?
– У нас с мужем два сына – эта наша гордость и опора.
– И напоследок, традиционный вопрос: что вы пожелаете своим молодым коллегам?
– Если вы стоите на пороге взрослой жизни и вам предлагают стать наставником, не бойтесь. С гордостью примите этот вызов. Возможно, именно так начнется ваша собственная, не менее увлекательная педагогическая карьера в сфере профессионально-технического образования.
Олег ПАЦЕВИЧ
Фото: архив Юлии НЕХВЯДОВИЧ