Пять лет назад семьей на авто отправились к Черному морю на болгарский курорт. Маршрут построили через Украину и Румынию. На одну из ночевок остановились в частной гостинице в румынском Бакэу.
Смуглявые и черноволосые хозяева буквально по пятам ходили за нашей четырехлетней дочкой, восхищаясь ее длинными, до пояса золотистыми кудрями. «Бэлль! Бэлль!» – комментировали они каждую случайную встречу. А малышка заливалась звонким смехом, стреляя голубыми как небо глазками.
Уже при выселении хозяйка гостиницы подарила дочке на память их национальный флажок. Мне захотелось сделать ответный презент, в сумочке нашелся магнитик с изображением Минска, государственной символикой и надписью «75-летие освобождения от немецко-фашистских захватчиков». Без задней мысли протянула подарок.
– Что здесь написано? – через переводчика на телефоне поинтересовалась женщина.
Начинаю объяснять и одновременно осознавать неуместность сувенира, учитывая позицию, занимаемую Румынией во время Второй мировой. Женщина тоже несколько смущается и кратко комментирует, мол, то была историческая ошибка, о которой не хочется вспоминать.
В Святым Власе нашим соседом по балкону оказался интеллигентный пенсионер из Санкт-Петербурга. Очень интересные беседы вели с ним по вечерам. Но забавно было наблюдать, куда исчезала его интеллигентность, когда под балконом он услышал немецкую речь. «Ничего не могу с собой поделать – генетическая память, – оправдывал он свои комментарии в адрес туристов из Германии. – Моя мама чудом выжила в блокадном Ленинграде. Я с молоком впитал ее чувства к немцам».
Вспомнилась эта история сегодня после сообщений румынских СМИ о беспилотнике, пересекшим их границу, по поводу чего звучала воздушная тревога и поднимались самолеты F-16 для мониторинга обстановки. А следом был сюжет об американских ядерных бомбардировщиках, которые прибыли на одну из авиабаз румынских ВВС недалеко от границ Украины. Румыны такому положению, как усилению своего статуса, обрадовались.
Интересно, спустя время они также, забываясь, назовут это исторической ошибкой? Одно НО: наша генетическая память тоже дремать не будет.
Марина ПУЦЕЙКО