Новости Молодечно и Молодечненского района

Этюд в коричневых тонах

  • 2025-04-17 06:35:00

11 апреля, в Международный день освобождения узников фашистских концлагерей, после митинга-реквиема у стен Шталага-342 на базе средней школы №5 г. Молодечно прошел круглый стол с участием бывших несовершеннолетних узников лагерей смерти. Эмоционально насыщенный диалог навел меня на некоторые размышления, которыми хотел бы поделиться с читателями.

Давно уже не секрет, что на толерантных просторах Евросоюза наблюдаются рецидивы реабилитации пособников нацизма (мы их еще называем коллаборационистами), а также непосредственно самих носителей этой человеконенавистнической идеологии. Хотите примеры? Пожалуйста. В Эстонии в городе Йыхви летом 2024 года открыли мемориал штурмбаннфюреру СС Георгу Соодену и оберштурмфюреру Раулю Юриадо, служивших в 20-й эстонской гренадерской дивизии СС. А сколько лет подряд проходят марши бывших легионеров «Ваффен-СС» в Латвии? Напомню об инциденте с чествованием 98-летнего нациста Ярослава Хунки, бывшего участника добровольческой дивизии «Галичина», осенью 2023 года в канадском парламенте. В неокрепших европейских умах может возникнуть вопрос: «Если те, кто сотрудничал с гитлеровским нацизмом, в общем-то, хорошие парни, то и Гитлер может оказаться не таким уж плохим, как и сама нацистская идеология?»

Уже давно – когда явно, когда подспудно – происходит своеобразная расстановка акцентов: уравнение ответственности нацистской Германии и Советского Союза в развязывании Второй мировой войны, осуждение поведения «русских варваров» в освобожденной послевоенной Европе, «сталинский коммунизм» (эдакая маска русского империализма) есть большее зло, чем гитлеровский нацизм и т.п.
Глядя в полные слез глаза бывших узниц фашистских концлагерей, слушая их наполненные неподдельным трагизмом воспоминания, нельзя было не задаться вопросом: «Как можно объяснить ту звериную жестокость, которую проявили немцы, представители одной из самых просвещенных наций в мире, во время Второй мировой войны?» Ведь чего стоит одно лишь наличие концентрационного лагеря – этой машины по переламыванию-перемалыванию человеческих судеб и жизней?

«Бог умер» – поставил свой диагноз европейской цивилизации Фридрих Ницше на стыке XIX и XX веков. Христианство, столетиями подпитывавшее культуру и духовную жизнь европейцев (и в первую очередь немцев), иссякло. В условиях кризиса после Первой мировой войны пришел нацизм, который провозгласил следующее: человек – это клетка в организме. Она существует только ради целого, у нее не может быть никаких реальных потребностей, интересов и целей. Есть нация как метафизический субъект, а у вас – индивидуумов – нет никаких неотчуждаемых прав и свобод (в том числе на собственную жизнь). Как тут не вспомнить притчу о великом инквизиторе из «Братьев Карамазовых» Достоевского. «Зачем же ты пришел нам мешать?» – спрашивает Христа инквизитор. Он обвиняет спасителя в том, что тот хотел сделать людей свободными. По его мнению, это не привилегия, а большая проблема: свободный человек не может быть счастливым.

Жестоки ли по своей природе европейцы. О, да! Любой историк приведет вам массу фактов, подтверждающих это. Исследователи говорят, что человеку Западной Европы присуща антропологически обусловленная жестокость при отсутствии сдерживающих факторов. Одним словом, тонкий лед над холодным и темным морем хаоса. Нацизм дал лицензию на проявление этой сущностной жестокости через уничтожение других. Думаете, у кого немцы позаимствовали образцы геноцида? У зулусов? Нет. Историк Мануэль Саркисянц в своей примечательной книге «Английские корни немецкого фашизма» убедительно рассказывает нам о Великобритании как прообразе государства расового единства, об идеализации Третьего Рейха в британском истеблишменте, о сходстве теоретических и практических подходов британских и немецких расистов. Англичан нередко называют одними из родоначальников принципа концентрационных лагерей и приводят в пример англо-бурскую войну 1899-1902 годов. За время войны в лагерях погибли более 26 тысяч женщин и детей, многие из которых стали жертвами тифа и кори…

Конечно, затронутый вопрос сложен, многогранен и требует различных подходов для его разрешения. Я прикоснулся только к некоторым сторонам. Прикоснулся, чтобы еще раз напомнить об опасности возрождения нацизма, об его удивительной резистенции в европейской ментальности, о необходимости сохранения исторической памяти. И когда смотрел на детей, стоящих с лампадами возле стен Шталага-342 промозглым апрельским днем, вспомнил слова писателя Ильи Игина: «История – не пыльный свиток, а горящая свеча в руках живых. Погаси ее – и тьма поглотит грядущие поколения…»

Максим САМАЛЬ