«Семья — без насилия». Так называется межведомственная республиканская профилактическая акция, в которой участвует и наш район. Еженедельно в ее рамках сотрудники РОВД, ГРОЧС, представители сферы образования и медицины организуют рейды с посещением семей, которые оказались в социально опасном положении (СОП). В одном из них побывала и журналист «МГ».
Мечты о просторном доме
Маршрут пролегал по поселку Чисть и деревне Мясота. Семьи не были предупреждены о нашем визите, так как очень важно, чтобы к посещению представителей соответствующих служб они были готовы всегда. Это дисциплинирует и приучает к нормальному образу жизни.
Нужную квартиру в многоэтажках можно было найти сходу — это очевидно по неухоженному внешнему виду входных дверей, а зачастую и по характерному запаху.
Большинство семей не удивлялись визиту нежданных гостей и с порога рапортовали, что у них всё хорошо и чисто в доме.
— Что-то у вас темно в прихожей? – спросил у одной из хозяек участковый инспектор по делам несовершеннолетних ИДН РОВД Александр Танюкевич, участник рейда.
— Так лампочка перегорела, — спокойно ответила молодая женщина.
— Вы уже который раз одно и то же говорите, — заметил милиционер, которому ранее уже приходилось бывать по службе в этой семье.
Хозяйка снова пообещала исправить недочет.
Кстати, эта семья многодетная, живет в маленькой «однушке». Единственная небольшая жилая комната сплошь оборудована спальными местами для ребятишек и родителей. Хозяин рассказал, что мечтает построить дом и завести хозяйство. А чтобы, видимо, подчеркнуть собственную хозяйственность, неожиданно подхватил большой пакет мусора и отправился его выбрасывать.
В другой семье хозяин так и не встал с дивана. Он мирно смотрел телевизор, наверное, демонстрируя домашний уют и покой.
— Он всегда так лежит, — уточняет педагог-психолог социально-педагогического центра Анжела Бородако, которая также неоднократно бывала по этому адресу.
Когда стыдно за родителей
Большинство семей, которые мы посетили, многодетные. Нередко сыновья и дочери в них от разных браков или незарегистрированных отношений. Женщины, как правило, находятся в отпуске по уходу за очередным ребенком. Мужчины чаще всего работают, но сокрушаются, что на предприятиях случаются сбои.
Маленькие дети в семьях СОП на удивление легко и без всякого страха идут на контакт. Они словно привыкли к незнакомым дядям и тетям в доме. Подростки, наоборот, тушуются и замыкаются, понимая, что в семье что-то не так. К примеру, по одному из адресов нам открыл дверь ребенок старшего возраста и тут же закрыл ее. На вопрос сотрудника милиции, есть ли дома взрослые, мы услышали только звук закрывающихся замков.
— Может, и правда взрослых дома нет. В этой семье мама ездит на работу в город, а папа отбывает наказание, — заметила Анжела Бородако.
Еще по одному адресу вовсе никто не открыл. Как-то закралась обнадеживающая мысль, что в этой семье поселились понимание, спокойствие и уют, а домочадцы заняты работой и учебой. В этой квартире новая входная дверь, хотя, возможно, в доме многие из них поменяли централизованно, так как они одинаковые.
В единственной семье на нашем маршруте мать пока наотрез отказывается трудоустраиваться, хотя дети уже подростки. Объясняет это тем, что держит хозяйство и не может бросить его.
Мы побывали также у матери, в отношении которой рассматривался вопрос о возврате ей ребенка. Соответствующие службы забрали его в надежде, что женщина одумается и начнет новую жизнь. Дома мы ее не застали. Дверь открыли родственники, без всякого смущения в прокуренной квартире показали ее комнату, где в куче хлама практически негде было ступить. Стало очевидно, что глобальной уборки и ремонта требуют все «апартаменты». Кстати, женщина, к которой мы пришли, попала в омут вредных привычек вслед за своей матерью.
Среди участников рейда была инспектор горрайотдела по чрезвычайным ситуациям Екатерина Соболевская.
— В семьях СОП особо не беспокоятся о правилах пожарной безопасности. В их квартирах и домах чаще всего нет автономных пожарных извещателей или они не исправны, оставляет желать лучшего и состояние печного отопления. В этом мы еще раз убедились во время рейда, — замечает инспектор ГРОЧС.
А участковая медсестра детской поликлиники ЦРБ Оксана Шурпина добавила, что для их службы особенно важно, чтобы родители беспокоились о своих малышах, в назначенный срок приводили на плановые медицинские манипуляции. Ведь взрослые, которые запутались в собственной жизни, по-разному относятся и к своим родительским обязанностям. Поэтому медикам приходится просить помощи у социальных служб.
Чтобы вырваться из омута, нужно желание
По информации официального представителя РОВД Юлии Крук, в районе почти 200 семей в категории СОП. В первую очередь внимание направлено на родителей несовершеннолетних детей.
— К сожалению, в таких семьях нередко случаются преступления на бытовой почве. В прошлом году в милицию поступило 1695 сообщений о конфликтах в сфере семейно-бытовых отношений. Зачастую жертвами посягательств становятся женщины. Безусловно, от разборок взрослых страдают и дети, — говорит Юлия Крук. – В прошлом году к административной ответственности за совершение правонарушений по отношению к тому или иному члену семьи привлечены 1597 человек. Зафиксированы три тяжких и особо тяжких преступления бытового характера (в 2017 году таких было 4). Как правило, семейно-бытовые конфликты случаются из-за пьянства.
Для стабилизации обстановки заинтересованные службы проводят многочисленные мероприятия по реализации Декрета №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» и в рамках республиканской акции «Семья – без насилия».
Рейд показал, что еще есть над чем работать. Решение многих проблем зависит не только от служб, которые ими занимаются, а в первую очередь от тех, кто свернул с правильного пути.
Фото: Ирина РАБУШКО.