Как после введения моратория на повышение цен и тарифов соблюсти баланс интересов всех заинтересованных сторон? Данной теме посвящаются мероприятия на уровне района, области, республики.
Так, недавно состоялась областная видеоконференция с участием представителей Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (МАРТ). Ее цель — дать разъяснения по наиболее важным вопросам регулирования цен. Вопросы были сформированы на местах с учетом практики применения Директивы №10 «О недопустимости роста цен», постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2022 г. №713 «О системе регулирования цен», других нормативных документов.
В Молодечно на мероприятие были приглашены представители локальных торговых сетей, индивидуальные предприниматели, руководители субъектов торговли, реализующих продукты питания, хозяйственные товары, автозапчасти и другую продукцию. В видеоконференции приняли участие первый заместитель председателя райисполкома Павел Губко и начальник отдела торговли и услуг райисполкома Елена Белонович.
Разъяснения МАРТ касались формирования торговых надбавок, учета транспортных расходов организациями торговли, подхода к
формированию цен при работе с индивидуальными заказами, ценообразования на продукцию крестьянских фермерских хозяйств, регулирования цен в стоковых магазинах и магазинах секонд-хенд и так далее.
Так, нормы постановления №713 не распространяются на отношения, связанные с оказанием услуг СТО. При этом при реализации СТО материалов, используемых при оказании услуг и включенных в перечень, указанный в приложении к вышеназванному постановлению, цены на эти материалы регулируются в соответствии с постановлением.
Напитки, изготавливаемые в кофеаппаратах, расположенных на площадях торговых объектов, являются товаром, и на них распространяются нормы постановления №713.
Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим импорт товаров, предназначенных для дальнейшей продажи на территории Беларуси, нужно составлять обоснование контрактной цены, если договоры заключены после принятия постановления №713.
В товарно-транспортной накладной организаций, осуществляющих оптовую торговлю, нужно отражать отпускную цену производителя, оптовую надбавку, вид предоставленной производителем скидки, информацию о сумме фактических расходов по доставке товаров.
На видеоконференции были даны ответы и на другие вопросы. Также было отмечено, что предприниматели через бизнес-ассоциации могут направлять в МАРТ свои предложения по вопросам регулирования цен.
Участники мероприятия получили памятки. Разъяснительная работа с представителями торговли будет проводиться и дальше.
Олег БЕГАНСКИЙ.