О том, как это делать правильно, рассказывает заместитель председателя правления общественного объединения по защите прав потребителей «Голос потребителя» Юлия Гвозд.
Юлия Антоновна регулярно приезжает в наш город. Она и ее коллеги проводят бесплатные консультации, встречи с коллективами, прямые телефонные линии, отстаивают интересы потребителей в суде, осуществляют другую просветительскую и информационную работу. Действует объединение с 2021 года.
В день нашей встречи специалист отстаивала интересы молодечненки, которая заказала у индивидуального предпринимателя окна. Предоплату женщина перевела на банковскую карту (как оказалось, карта ИП не принадлежала). Четыре месяца предприниматель «изготавливал» одни только обещания. Когда терпение нашей землячки лопнуло, она обратилась в «Голос потребителя». Итог -- спор урегулирован в досудебном порядке в интересах жительницы нашего города.
-- Претензии к индивидуальным предпринимателям выдвигаются потребителями довольно часто, -- рассказала Юлия Гвозд. -- В основном они сводятся к тому, что люди вносят предоплату без подтверждающих документов. После этого некоторые ИП «забывают» о заказчике. Тогда на помощь приходят свидетельские показания, другие доказательства сделки. Люди должны понимать, что даже если нет чека, их права как потребителя никто не отменял.
Собеседница отметила, что в последнее время растет число претензий к работе торговых интернет-площадок. Нередко люди получают некачественный товар, заменить который или вернуть деньги становится для них проблемой. Между тем по закону потребитель имеет право обратиться с претензией не только к изготовителю товара, но и к поставщику, и к продавцу.
Довольно часто возникают вопросы по несоответствию фактических и заявленных потребительских свойств товаров. Так, один из жителей нашего города купил в Молодечно телефон, как было сказано в документации, с повышенной емкостью батареи. Именно о таком он попросил продавца, и тот предложил ему данную модель. Ожидания не оправдались. Батарея садилась быстро. Продавец заявил, что недостатки в аппарате отсутствуют. Однако судебная экспертиза опровергла это заявление. Интересы потребителя были защищены.
-- Нередко в спорах между юридическим лицом и потребителем неправы именно потребители, -- продолжает Юлия Антоновна. -- Злоупотребление законом о защите прав потребителей в корыстных целях -- довольно распространенное явление. И здесь в разрешении спора решающую роль играет экспертная оценка. Если товар потерял потребительские свойства в результате неправильной эксплуатации, суд принимает решение не в пользу потребителя. В этом случае истец оплачивает госпошлину и расходы на проведение экспертизы.
Производители, поставщики и продавцы также заинтересованы исполнять закон о защите прав потребителей. В случае нарушения они несут репутационные издержки (в условиях конкуренции это может стать фатальным для предприятия), а также вынуждены выплачивать судебные пошлины, удовлетворять исковые требования, нести другие расходы.
Юлия Гвозд дала потребителям города и района несколько рекомендаций. Так, призывы требовать чеки, договоры и другие документы при покупке товара или заключении сделки не пустые слова. Эти бумаги нужны, чтобы проще было отстаивать свои права.
Письменная претензия о нарушении прав потребителя направляется на юридический адрес производителя, поставщика или продавца товара либо делается соответствующая запись в книге замечаний и предложений.
Потребитель, права которого нарушены, должен действовать. Нельзя оставлять такие факты без реагирования. Только общими усилиями мы выстроим комфортные отношения между всеми участниками рынка товаров и услуг.
P.S. Рубрика о защите прав потребителя может стать в нашей газете постоянной. Зависит это только от читательского интереса. Связаться с «Голосом потребителя» можно по телефону 8-017-272-42-14.
Олег БЕГАНСКИЙ.
Фото: Алексей ПЛОТКО.