Каждый день в абонентный отдел КУП «Молодечноводоканал» поступают звонки с просьбой уточнить ту или иную информацию, помочь в разрешении ситуации. Вопросы в сфере жилищно-коммунальных услуг всегда актуальные. На некоторые из них ответила заместитель начальника абонентного отдела КУП «Молодечноводоканал» Татьяна Куртина – один из самых опытных работников предприятия, профессионал своего дела.
– Татьяна Константиновна, для начала расскажите, сколько потребителей пользуются такой необходимой услугой для каждого человека как водоснабжение?
– На учете в КУП «Молодечноводоканал» 55334 лицевых счета. Услугами водоснабжения получают 121872 жителя района. Потребители 54558 лицевых счетов пользуются водой, которая соответствует санитарным нормам и правилам, устанавливающим требования к питьевому водоснабжению.
– Что делается предприятием для повышения её качества?
– Для этого и развития систем водоснабжении и водоотведения реализуется госпрограмма «Комфортное жилье и благоприятная среда» на 2021-2025 годы, которая включает подпрограмму «Чистая вода».
– Каковы задачи этих программ?
– Обеспечение потребителей водоснабжением питьевого качества, обеспечение населения централизованными системами водоснабжения и водоотведения, повышение качества очистки сточных вод и надежности систем водоснабжения и водоотведения. Для решения данных задач предусмотрены такие мероприятия, как строительство станций обезжелезивания.
– Сколько таких станций введено в действие?
– За период реализации программы за 2021, 2022 и 2023 годы в районе построено пять станций обезжелезивания, подключен один населенный пункт к существующим централизованным системам водоснабжения с водой, соответствующей гигиеническим нормам.
– Какой эффект получен?
– Данные мероприятия по предприятию увеличили процент обеспеченности потребителей водоснабжением питьевого качества с 93,7 процента на начало действия программы до 98,6 сегодня.
– Работа в этом направлении продолжается?
– Еще три станции в деревнях Асаново, Мясота, Вазгелы на стадии производства строительно-монтажных работ. Они будут введены к концу года, а потребители наших услуг в агрогородке Хожово и деревне Бертошки до конца года будут подключены к централизованным системам с качественной питьевой водой.
– Что, на ваш взгляд, гарантирует отсутствие проблем у потребителей?
– Конечно же своевременная оплата за пользование водопроводом и канализацией. Это позволяет бесперебойно оказывать услуги, обеспечивать водообеспечение и водоотведение.
– Напомните еще раз, как производится начисление платы за воду…
– Оно производится по показаниям приборов учета, если их нет – по норме водопотребления. Для благоустроенного жилфонда она составляет 250 литров воды (125 – холодной и 125 – горячей) в сутки на человека, что равняется 7,8 куба в месяц. При этом среднее потребление на одного человека – примерно 3 куба в городе и 2,8 – в сельской местности. Кубометр воды вместе с канализацией сегодня стоит 2,86 рубля. Значительная выгода при использовании приборов учета очевидна. Если приборы установлены, но сведения с них не передаются, начисление производится по среднему объему водопотребления за два предыдущих месяца.
– Какие меры предпринимаются в случае неоплаты услуг или неполной их оплаты?
– КУП «Молодечноводоканал» имеет право приостановить их оказание. Потребителя могут отключить от водоснабжения, а сумма задолженности будет взыскана в принудительном порядке – через исполнительную надпись, которую оформит расчетно-кассовый центр Молодечненского района. Нужно помнить и о том, что в соответствии с законодательством в случае задержки оплаты начисляется пеня в размере 0,3 процента от суммы непоступившего платежа за каждый день просрочки.
– Насколько часто практикуется отключение от водоснабжения?
– Отключение – мера крайняя, но практикуемая. Когда достучаться до гражданина у работников предприятия не получается, задолженность взыскивается из заработка неплательщика по месту работы либо из пенсионных выплат.
– Каким образом можно возобновить подачу воды?
– Это возможно в течение двух суток после представления документов о погашении задолженности за жилищно-коммунальные услуги и об оплате затрат, связанных с возобновлением оказания услуг. Они составляют 29,10 рубля.
– Некоторые абоненты не хотят устанавливать в жилом помещении приборы учета воды. Они имеют на это право?
– Водомеры нужны прежде всего для экономии семейного бюджета. Приборный учет позволяет существенно снизить водопотребление. Кроме того, согласно правилам пользования централизованными системами водоснабжения и Закону «О питьевом водоснабжении» потребителям и абонентам оказываются услуги по приборам учета.
– Большинство потребителей это понимают и установили в своих домах и квартирах счетчики. Если при проверке контролерами выясняется, что счетчик неисправен?
– Тогда перерасчет проводится по нормам, установленным местным исполнительным и распорядительным органом, и по тарифам, обеспечивающим полное возмещение затрат на оказание услуги водоснабжения. Причем делается это за период со дня последнего достоверного снятия показаний, но не более чем за три года. Например, если контролеров два года не пускали в квартиру, а потом выясняется, что прибор сломан, то платить по повышенному тарифу придется за всё это время, даже если поломка произошла, скажем, накануне прихода специалистов. А если потребитель сам заметил неисправность или вынужден был снять прибор учета, тогда в трехдневный срок необходимо сообщить об этом в водоканал. В этом случае перерасчет будет сделан лишь за последний расчетный период и уже по субсидируемому тарифу.
– Нужно помнить о своевременной поверке счетчиков…
– Более 95 процентов жилого фонда, пользующихся услугами водоканала, оснащено водомерами. В зависимости от марки каждые 4-5 лет они проходят поверку. Когда истекает обозначенный период, счетчик необходимо заменить. Потребителя об этом обязательно предупредят: либо по телефону, либо уведомлением. Поверка проводится бесплатно. Случается, что гражданин поверку счетчиков не проходит, игнорируя доведенную информацию. Тогда по истечении 30-дневного срока для расчета водопотребления начинает применяться общая норма. Если семья из четверых человек оплачивает по счетчикам около 12 кубометров воды в месяц, то в случае проволочки с их заменой придется заплатить уже за 31 кубометр, поскольку норма водопотребления в Минской области в благоустроенном жилом фонде составляет 7,8 кубического метра на человека в месяц. И общая норма будет действовать, пока хозяин жилья не заменит водомер.
– А что в зоне ответственности потребителей?
– В соответствии с нормами статьи 18 Закона Республики Беларусь «О питьевом водоснабжении» от 24.06.1999 №271-З потребители обязаны рационально использовать питьевую воду, обеспечивать учет количества питьевой воды, потребляемой из централизованных систем питьевого водоснабжения, поддерживать принадлежащие им водопроводные сети и запорно-регулирующие устройства в технически исправном состоянии, не допускающем утечки питьевой воды.
– Что особенно актуально знать и исполнять в летний период?
– По мере того, как засушливых дней в летний период становится всё больше, увеличивается и разбор питьевой воды из водопровода. Для более равномерного и умеренного водопользования потребителям советуем придерживаться следующих рекомендаций. Проверьте свой дом, чтобы убедиться, что всё оборудование в надлежащем рабочем состоянии. Даже небольшая протечка в трубе или капающий кран могут со временем привести к большим потерям воды. А это еще и денежные затраты.
– Какие рекомендации дадите потребителям?
– Используйте контейнер для сбора дождевой воды для последующего использования её для полива и других бытовых нужд. Для обеспечения водой всех потребителей в часы максимального разбора (с 7.00 до 21.00) поливайте приусадебные участки поздним вечером или ранним утром. Владельцы индивидуальных жилых домов, где отсутствуют приборы учета воды, не должны производить полив участков из поливочных шлангов. При возможности следует доставлять воду из альтернативных источников, таких как близлежащие реки или озера. Не забывайте отключать воду, когда она не нужна. Только совместными усилиями поставщика и потребителя такой услуги, как водоснабжение, будет обеспечена бесперебойная подача воды, независимо от поры года и капризов погоды.
– Как можно получить дополнительную консультацию?
– Информацию можно получить по следующим номерам: по вопросам водоснабжения – тел. 58-12-65 (КУП «Молодечноводоканал»): по вопросам начислений – тел. 52-22-22 (расчетно-кассовый центр Молодечненского района).
Людмила ЦАРЬ.
Фото: архив Татьяны КУРТИНОЙ