В высокой степени готовности
Те, кто хоть раз бывал в Национальном аэропорту Минск-2, хорошо знакомы с первым поколением перронного автобуса МАЗ. Того самого, который подвозит пассажиров к самолетам. Сегодня у Минского автозавода на выходе второе поколение такого автобуса, сообщает заместитель начальника управления продаж пассажирской техники МАЗ Олег Смолянко, только выполнено оно на электротяге:
— Это второе поколение перронного автобуса, предназначенного в аэропортах для подвоза людей к самолетам. За основу взят кузов дизельного автобуса, который мы показывали ранее. Дизельные аналоги уже эксплуатируются. К стандартному кузову добавлен электродвигатель и электробатареи. Разработка, электрика — свои. Батарея рассчитана на 126 кВт·ч, электродвигатель обладает мощностью 60 кВт.
Отличий у новинки, которая совсем скоро будет покорять и отечественные, и зарубежные аэропорты, немало. И это не только электропривод. А также дизайн, измененный задний мост, система кондиционирования, тепловые завесы на дверях. Неудивительно, что интерес к перронному электробусу немалый, делится Олег Смолянко:
— На выставке инновационного транспорта и оборудования SPbTransportFest в Санкт-Петербурге нашей новинкой заинтересовался аэропорт Пулково, который планирует взять электробус в опытную эксплуатацию. Сейчас ведем переговоры. Интерес выразил и наш Национальный аэропорт Минск-2.
К лидерам в производстве электротехники в Беларуси в 2023-м присоединился Минский завод колесных тягачей, который на базе своего автобуса создал электробус линейки Volat. Надо сказать, что конкурентов у электробуса среднего класса, это отмечают и на предприятии, на белорусском рынке пока нет.
По словам инженера-конструктора МЗКТ Александра Метко, в этой модели дизельный двигатель заменен на электродвигатель собственной разработки номинальной мощностью 125 кВт, установлены шесть блоков батарей суммарной емкостью 192 кВт·ч:
— Это нам дает запас хода в 200 километров. Но испытания еще продолжаются.
Как минимум несколько новых электрогрузовиков могут появиться на нашем рынке. Один из них — многофункциональный городской электрогрузовик Объединенного института машиностроения НАН — в высокой степени готовности. Машина проходит сертификационные испытания на полигоне, чтобы получить возможность выезжать на дороги общего пользования. Электрогрузовик Vitovt производства одного из лидеров электромобилестроения — БКМ-холдинга — и вовсе оборудован системой беспилотного управления. А еще у него увеличен запас хода — до 200 километров, рассказывает ведущий специалист по продажам управления внешнеэкономической деятельности БКМ-холдинга Вячеслав Кузнецов.
Еще одна ожидаемая новинка — в легковом сегменте. Белорусский электрокар, по словам заместителя министра промышленности Александра Огородникова, появится в этом году.
Спрос растет и будет расти
Спрос на белорусскую электротехнику, обращают внимание в компаниях, растет. В первую очередь за счет переориентации на российские и рынки стран СНГ, комментирует Вячеслав Кузнецов:
— Но в целом география нашего предприятия большая — от стран СНГ до Южной Америки.
Особый спрос, по его словам, — на троллейбусы с увеличенным запасом хода. Например, 32100D БКМ-холдинга создан специально для Екатеринбурга. Его запас хода увеличен на 50 километров. Удобно это тем, подчеркивает специалист, что расширение троллейбусного парка подобной техникой позволяет городам без дополнительных затрат на инфраструктуру удлинить маршруты.
Олег Смолянко с ним согласен:
— Из электротехники пока наибольшие продажи троллейбусов с автономным ходом. Это объяснимо, поскольку большинство городов сохранили контактную сеть, что позволяет эксплуатировать этот вид транспорта без дополнительных вложений в инфраструктуру.
Электробус же, высказывает он мнение, в первую очередь хорош там, где нет таких коммуникаций. В целом по сравнению с 2022-м спрос на электробусы и машинокомплекты вырос, причем в большей степени на внешних рынках. На машинокомплекты — в разы.
Развитие электронаправления на МАЗ идет как по пассажирской, так и по грузовой технике, подытоживает Олег Смолянко:
— В дальнейшем этот вид транспорта все больше будет входить в привычную жизнь. По «пассажирке» мы начали с троллейбусов с автономным ходом. Сейчас делаем электробус полностью из своих белорусских компонентов. Планируем представить его этой осенью.