Новости Молодечно и Молодечненского района

На поезде времени с нашим музеем

  • 2022-12-19 06:29:56
  • Людміла Цар

Минский областной краеведческий музей представил интерактивную выставку «На перекрестке дорог». Тема выбрана неслучайно: меньше месяца остается до памятной даты — 150-летия с того дня, как со станции Молодечно отправился первый поезд. Первый паровозный гудок здесь прозвучал в 15.00 14 января 1873 года.

— Одной из станций строящейся Либаво-Роменской железной дороги была станция Молодечно, расположенная на 121-й версте от станции Ново-Вилейская (Вильно), — рассказывает заместитель директора Минского областного краеведческого музея Ольга Шилько. — Здесь были построены деревянный вокзал, пакгауз, платформы, дома для обслуживающего персонала.

Открылось движение по линии Гомель — Минск — Молодечно — Вильно. Начальником станции был назначен Александр Курочкин. Возведенное в 1907 году новое здание вокзала позволило улучшить обслуживание местных и транзитных пассажиров.

— В XIX веке на железной дороге звонко звучали колокола, поднимали крылья семафоры, дудели в рожки стрелочники, дежурные в красных фуражках поднимали над головой сигнальные диски. По перегону шел путевой обходчик с гаечным ключом и молотком на плече, забивал вылезшие костыли, подтягивал ослабшие гайки и важно показывал флажок проходившим поездам. Тем временем по станциям передвигались шипящие и клокочущие паровозы с серо-белыми клубами дыма, лязгом механизмов и ворочанием дышел, — продолжает экскурс в историю Ольга Шилько.

Сотрудники музея Инна Самович, Ольга Шилько приглашают на интерактивную выставку «На перекрестке дорог».

Интересно было узнать о профессиях работников железной дороги. Например, к машинисту (главная профессия среди железнодорожников) уважительно обращались «господин механик», ведь от него зависел весь процесс перевозок. В его команде работали помощник и кочегар. Помощник, как более опытный, бросал уголь в топку, кочегар смазывал буксы, набирал масло и воду, подгребал уголь из тендера в лоток...
Главный кондуктор выглядел импозантно — головной убор, мундир, погоны, аксельбанты, начищенные сапоги, кожаная сумка через плечо, часы на цепочке, медный свисток тоже на цепочке. Без его свистка машинист никогда не трогался с места — сигнал означал, что поезд полностью готов к следованию, проводники, кондукторская бригада и смазчик на местах, пассажиры сели в вагоны, никаких знаков остановки с пути не подается.

В поездах вплоть до начала ХХ века не было единой пневмо-системы торможения, связывающей все вагоны состава. Поезд тормозили ручным способом. По звуковому сигналу машиниста — 3 коротких гудка — в каждом вагоне тормозные колодки прижимали кондукторы к бандажам колес вручную с помощью рычага, а затем винта.

Проведение через Молодечно железной дороги способствовало росту местечка. Перепись 1897 года зарегистрировала в Молодечно 2393 жителей (в 1861 году — 746 человек), вокруг станции вырос целый жилой массив.

Научным сотрудникам музея благодаря зрелищной презентации удалось вернуть современников на 150 лет назад и прокатить их на поезде времени, отправившись со станции Молодечно. Заинтересовала посетителей и интерактивная программа. Принять участие в ней мог каждый, кто правильно ответил на предложенные вопросы. Кроме того, музей участвовал в демонстрационной программе с презентацией квест-экскурсии «Удивительный мир истории» в рамках нового туристического маршрута по Молодечно для слабовидящей аудитории.
Планируется, что в начале следующего года к 85-летию Минской области новый проект смогут увидеть молодечненцы. Путешествие предполагает быть очень познавательным и зрелищным.

В ТЕМУ

Минский областной краеведческий музей отмечен грамотой Министерства культуры Республики Беларусь «За плодотворную деятельность по сохранению историко-культурного наследия», а также специальным дипломом жюри V Национального форума «Музеи Беларуси».

В руках у Анны Ковалевич грамота Министерства культуры Республики Беларусь, которой отмечен Минский областной краеведческий музей.

Людмила ЦАРЬ.
Фото: архив МУЗЕЯ.