Новости Молодечно и Молодечненского района

Родная деревня дороже любого города

  • 2025-01-27 07:06:00
  • Олег ПАЦЕВИЧ

Каждый пресс-тур по глубинкам нашего района – как первое редакционное задание. Всегда закрадываются сомнения: смогу ли действительно по-новому взглянуть на жизнь деревни, открыть для себя и читателей нечто необычное, интересное?

Не доезжая агрогородка Городок, наша первая остановка – Семерники. Согласно преданиям, когда-то здесь жил лесник, у которого родились семеро сыновей, отсюда и пошло название деревни. В 1941 году в Семерниках насчитывалось 64 двора и 297 жителей. Во время Великой Отечественной войны нацисты сожгли три двора и убили восьмерых мирных жителей, 33 человека забрали на работы в Германию. Один день оставил множество аудиозаписей в журналистском диктофоне. Пообщавшись с местными жителями, окунулся в историю деревни и узнал, как она живет сегодня.

В гостях у старосты

Когда заходишь в дом Валентины Веротейко, невольно возникает мысль: «Вот она – сельская жизнь».
– Этот дом строили мои родители, – замечает хозяйка.

Валентина Григорьевна родилась в обычной трудовой семье, в которой воспитывались четверо детей. Родители работали в колхозе, держали большое хозяйство.

– У нас были куры, гуси, свиньи, две коровы. После уроков приходилось помогать, – начала свой рассказ моя собеседница. – Отец рано ушел из жизни, я тогда училась в седьмом классе. Никогда не боялась никакого труда, чем могла, помогала маме. После окончания 9 классов пошла учиться в Молодечненское городское профессионально-техническое училище №87. Получив профессию, три года отработала на минском заводе «Интеграл». Потом вернулась в Молодечно, несколько лет работала на Молодечненском заводе силовых полупроводниковых вентилей. Когда вышла замуж и родился первенец, решили с мужем вернуться в родную деревню. Супруг тоже из Семерников, мы в детстве жили по соседству. Я его называю «свой», далеко меня не отпустил.

Как и у всех в деревне, у супругов Веротейко было большое хозяйство. Вместе они вырастили и воспитали двоих детей.

– В этом доме мы с мужем строили свою жизнь, вырастили сына и дочь, сейчас у них свои семьи. Я богата на внуков, дети не забывают, каждые выходные кто-то приезжает. Люди в Семерниках всегда открытые, добрые, трудолюбивые были, дружно жили, работали в колхозе, – поделилась староста. – Я до пенсии работала на почте. «Маладзечанскую газету» выписываю более 20 лет.

Более десятка вырезок ежегодных красочных календарей местного издания украшают стену над кроватью хозяйки дома.

С любовью к своей деревушке

– Вот вы пройдитесь по нашему селу и сами убедитесь, какая красивая деревня! – с восхищением говорит Валентина Григорьевна. – Широкие улицы, много деревьев, летом всё утопает в зелени. Несмотря на то, что есть заброшенные дома, большинство ухоженные, везде порядок. Конечно, основное количество жителей пенсионного возраста, но много и дачников. Приезжайте к нам летом – увидите, как кипит жизнь в деревне. Для меня Семерники дороже любого красивого города.
Обязанности уполномоченного

– Конечно, не обходится без житейских проблем, – продолжает наш разговор староста деревни. – Люди обращаются с разными вопросами, в том числе с проблемными. Я же местная, знаю, кто чем живет. Например, кому-то нужно выписать дрова, другим – газовый баллон привезти. К сожалению, есть и те, кто из-за дружбы с зеленым змеем требует к себе более пристального внимания. Я постоянно на связи с председателем Городокского сельисполкома Николаем Веретейко.

Старейшая жительница

Через несколько домов от старосты живет женщина, которая прошла непростой жизненный путь, связанный с польской оккупацией, войной и периодом восстановления. На собственном примере она учит молодое поколение терпению и трудолюбию. С высоты прожитых лет дает совет радоваться мирному небу над головой.

– Я пережила страшную войну, познала страх, голод и знаю, о чем говорю, – такими словами начинает наш разговор жительница деревни Вера Веретейко. – Нас в семье пятеро было. Папу своего я почти не помню. Он был участником Первой мировой войны. Радовался, что живой вернулся, но старые раны постоянно беспокоили, долго он не прожил. Помню, при поляках работал на мельнице, мама справлялась по хозяйству. В то время люди жили по-разному: были бедные, были и богатые.

Судя по сохранившейся брусчатке, деревня Семерники была небедной и занимала выгодное географическое положение для торговли и подвоза товаров. Вера Михайловна дополнила картину довоенной жизни. И ее воспоминания особенно ценны:

– Жизнь в деревне кипела, жили здесь преимущественно белорусы, они работали на извозе, продавали евреям свои продукты. Земледелием евреи не занимались. Они были ремесленниками, торговцами.

Но наступил 1941 год, и мирная жизнь для всех закончилась. Особенно беспощадны нацисты были к евреям.

– Сейчас не верится, что такую войну пережила, – вздохнув, произнесла моя собеседница. – Днем в деревне хозяйничали нацисты, а ночью приходили партизаны. В Городке были созданы отряд полиции и «самоаховы». Там служили добровольцы и те, кого призывали принудительно. В партизанах тоже были люди разные, кроме боевых групп были и бандиты, которые занимались грабежами.

Страшный финал Великой Отечественной войны – нацисты уничтожили всю еврейскую общину в Городке. Мне представилась редкая возможность послушать, что рассказывает об этой трагедии очевидец тех событий.

– Я помню тот день. Недалеко от деревни было заброшенное поместье. Туда привезли евреев и в одном из сараев сожгли всех. После этого нацисты заставили жителей деревни идти на место казни и закапывать недогоревшие тела, – рассказала Вера Михайловна.

Слова Веры Веремейко подтверждает еще одна свидетельница той трагедии – жительница Городка Ванда Колыско:

– Утром к еврейскому гетто подъехали несколько крытых грузовиков. Нацисты усадили евреев в машины и увезли за речку. Через несколько часов над лесом, в стороне Семерников, я увидела черный дым.
Для жителей деревни война закончилась в июле 1944-го. Нужно было начинать мирную жизнь, восстанавливать разрушенное. Создавали колхозы, возрождали сельское хозяйство.

– Всю жизнь в работе. Как начала с раннего детства, так и работаю. А как иначе? – говорит Вера Михайловна.

В зимний период она живет в городе у дочери. Летом планирует вернуться в родную деревню. Лишь бы здоровье не подвело.

Магазина в деревне нет

– Торговая точка была возле клуба, но ее уже давно закрыли, – продолжаем разговор со старостой. – По большому счету, он и не нужен. Три раза в неделю приезжает автолавка. Все необходимое можно купить. В зимний период в передвижной магазин приходят три-пять человек. Было бы достаточно и двух раз в неделю. Но запросы у дачников выше, чем у сельчан, возникают споры, приходится сглаживать конфликтные ситуации.

ФАП на колесах

В Городокской амбулатории общей врачебной практики мне рассказали, что медицинское обслуживание в деревне осуществляется при помощи передвижного медицинского комплекса. Медики выезжают в Семерники и проводят прием людей прямо в автомобиле. Фельдшеры, которые работают на передвижном комплексе, назначают лечение, выписывают рецепты.

В фургоне автомобиля оборудованы два кабинета. В одном проводятся профосмотры, измеряется артериальное давление, есть возможность сделать электрокардиограмму. Второй кабинет используется как женский смотровой, он укомплектован необходимым оборудованием.

Чтобы охватить максимальное число жителей, медики тесно сотрудничают со старостой деревни. Валентина Веротейко сообщает сельчанам график работы передвижного медицинского комплекса.

Олег ПАЦЕВИЧ
Фото: АВТОР, интернет-ресурсы