Подробности опубликованы на сайте pravo.by.
Раздельной статистики по числу водителей, не проходивших техосмотр и не получивших разрешение на допуск к движению, и тех автовладельцев, кто ТО прошел, но не уплатил дорожный сбор и не получил заветную наклейку-разрешение, в ГАИ не ведется. Александр Цегельник уточнил, что для инспектора ГАИ наличие у водителя диагностической карты, подтверждающей прохождение техосмотра, без разрешения на допуск к движению может стать смягчающим обстоятельством, но полностью от административной ответственности не избавит.
Немало автовладельцев протестует против привязки дорожного сбора к техосмотру. По данным УП «Белтехосмотр» в 2018 году ТО прошли 1 млн 239 тысяч автомобилей, тогда как в 2013 году, до введения дорожного сбора, эта цифра составляла 1 млн 869 тысяч, то есть количество прошедшего техосмотр транспорта снизилось на 34 %.
При этом из-за технической неисправности автомобилей в 2018 году произошло 26 ДТП, в том числе 5 — со смертельным исходом. В 2019 году по этой причине произошло 8 автоаварий, но статистика может измениться в худшую сторону с наступлением осени, предупредил Александр Цегельник.
По мнению МВД, уплату госпошлины за право допуска автомобиля к участию в дорожном движении надо отвязать от техосмотра. Такой подход поддерживается большинством госорганов, но среди них нет единого мнения о том, как ее взимать. Например, можно пойти по пути Германии, в которой существует налог на транспортное средство. Кстати, такой налог стимулировал бы автовладельцев снимать неэксплуатируемые автомобили с учета — сейчас такого стимула нет, и подсчитать, какой процент автовладельцев уклоняется от прохождения техосмотра и уплаты госпошлины, невозможно. Известно лишь, что на учете стоит 3,6 млн автомобилей и сколько из них реально ездит по дорогам, сказать нельзя.
В перспективе контролировать наличие подтверждающей прохождение техосмотра наклейки планируется средствами автоматической фотофиксации. Технически это сделать можно уже сегодня — у УП «Белтехосмотр» есть нужная база данных.
Сдерживает внедрение инструмента только отсутствие законодательной базы.
Правовую основу для такой работы создадут изменения в Законе «О дорожном движении». Контролировать таким образом можно будет не только прохождение техосмотра, но и наличие обязательной страховки, непристегивание ремнем безопасности и другие нарушения Правил дорожного движения, в том числе со стороны водителей-иностранцев.