Граждане, которые работают по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, застрахованы своими работодателями, в части формирования трудового стажа.
Граждане, занимающиеся деятельностью, не относящейся к предпринимательской (самозанятые) , должны самостоятельно участвовать в обеспечении своего пенсионного будущего.
Возможность формирования пенсионных прав в будущем для самозанятых лиц предоставлена Указом Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2018 № 500 «О государственном социальном страховании». Эта норма законодательства является весьма актуальной с учетом происходящих изменений в пенсионном законодательстве в части повышения пенсионного возраста и увеличения требуемого стажа работы с уплатой взносов.
Так, для назначения трудовой пенсии в 2021 году требуется минимум 18 лет стажа с уплатой взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда). Ежегодно требования к продолжительности страхового стажа увеличиваются на 6 месяцев, и к 2025 году достигнут 20 лет.
Подтверждение стажа и заработка для назначения пенсии с 01.01.2003 осуществляется на основании сведений персонифицированного учета в системе государственного социального страхования. Каждому работающему гражданину органами Фонда открывается индивидуальный лицевой счет (далее – ИЛС), на котором накапливаются сведения о трудовом стаже, суммах выплат (дохода), на которые начисляются обязательные страховые взносы, начисленных и уплаченных обязательных страховых взносах.
Получить информацию из ИЛС можно следующими способами:
- обратиться в районный отдел Фонда, предъявить свидетельство социального страхования, документ, удостоверяющий личность и заполнить заявление установленного образца. Информация выдается органом Фонда бесплатно;
- через информационных посредников в одном из отделений РУП «Белпочта» или РУП «Белтелеком», список которых размещен на официальном сайте ssf.gov.by в рубрике «Е-сервисы». Услуга предоставляется на возмездной основе.
Имея данные о своем страховом стаже, гражданин самостоятельно принимает решение о необходимости уплаты страховых взносов за период самозанятости, тем самым гарантируя себе право на будущую трудовую пенсию.
Для формирования пенсионного будущего самозанятому лицу необходимо стать на учет в районном отделе Фонда по месту своей регистрации. Постановка на учет осуществляется на основании заявления. При постановке на учет предъявляется документ, удостоверяющий личность, и квитанция об уплате единого налога (или иной документ, подтверждающий осуществление деятельности, не относящейся к предпринимательской).
Вторым шагом станет непосредственно уплата взносов. Самозанятые лица уплачивают взносы со дня постановки их на учет и только на пенсионное страхование, то есть в размере 29 процентов от определяемого ими самостоятельно дохода. Сумма уплаченных обязательных страховых взносов за месяц должна быть не менее чем из размера минимальной заработной платы с учётом индексации. Так, за апрель 2021 года минимальная сумма взносов составляет 116 руб. 00 коп. (400*29%). При этом уплачивать их можно еженедельно частями, ежемесячно или общей суммой один раз в год – по выбору гражданина. Окончательный расчет за предыдущий год необходимо произвести не позднее 1 марта.
Платежи самозанятыми лицами могут осуществляться наличными денежными средствами в кассы банков, а также с использованием платежно-справочных терминалов, инфокиосков, интернет-банкинга, мобильного банкинга, банкомата, устройств приема наличных денег cash-in) и других пунктов банковского обслуживания, подключенных к системе ”Расчет“ (ЕРИП).
Самозанятые лица вправе уплачивать обязательные страховые взносы только за периоды осуществления деятельности.
Периоды осуществления и (или) неосуществления деятельности и суммы уплаченных взносов отражаются самозанятыми лицами в документах персонифицированного учета, а именно в «индивидуальных сведениях» формы ПУ-3 (далее – форма ПУ-3).
Заполнить указанную форму можно с помощью специального программного комплекса (Ввод ДПУ), предназначенного для подготовки документов персонифицированного учета (программный комплекс можно скачать по ссылке).
Что касается сроков предоставления формы ПУ-3, то она предоставляется в органы Фонда один раз в год, не позднее 31 марта за предыдущий год.
Документы могут быть предоставлены в электронном формате (с приложением распечатанных документов на бумажном носителе, подписанных самозанятым лицом) в районный отдел Фонда по месту постановки на учет, а также в виде электронного документа, заверенного электронно-цифровой подписью. Электронные документы могут представляться с использованием сети Интернет путем обращения на web-портал Фонда .
При возникновении сложностей с заполнением формы ПУ-3 самозанятому лицу всегда помогут в районном отделе Фонда по месту регистрации и консультационно-аналитическом отделе Минского городского управления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь по адресу г. Минск, ул. Толбухина, 6.
Минское областное управление Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь обращает внимание наших самозанятых граждан на личную ответственность за свое пенсионное будущее и имеющуюся у них возможность повлиять на размер будущей пенсии, изъявив желание уплачивать страховые взносы.
Молодечненский районный отдел МОУ ФСЗН