Новости Молодечно и Молодечненского района

ПРИЕМ НАЛИЧНЫХ ПРИ ТОРГОВЛЕ НА ЯРМАРКАХ И РЫНКАХ

  • 2023-08-11 07:47:00

Порядок приема наличных денежных средств при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг определен Положением о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 (далее - Постановление № 924/16).

С учетом изменений и дополнений, внесенных Постановлениями Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 15 ноября 2021 г. № 647/11 "Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16" и Постановления от 14 мая 2022 г. № 304/12 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 15 ноября 2021 г. № 647/11» из перечня случаев, когда субъекты хозяйствования вправе принимать наличные денежные средства при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг и осуществлении лотерейной деятельности без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов, исключен подпункт 35.4 пункта 35 "осуществления розничной торговли продовольственными товарами, в том числе сельскохозяйственной продукцией, на ярмарках, торговых местах" и юридические лица и индивидуальные предпринимателипри осуществлении розничной торговли продовольственными товарами, в том числе сельскохозяйственной продукцией, на ярмарках, торговых местах обязаны использовать кассовое оборудованиес 01 января 2023 года обязаны использовать кассовое оборудование.

Для приема наличных денег при розничной реализации товаров на ярмарках и торговых местах разрешается использовать как кассовые суммирующие аппараты, так и программные кассы.

Установка и использование карточных платежных терминалов, а также платежных терминалов бывают обязательными (в связи с требованием законодательства) и добровольными (по желанию организации, ИП).

Перечень объектов, в которых юридические лица и ИП обязаны установить и использовать карточные платежные терминалы, не содержит упоминаний о рынке. Вместе с тем в пункте 1 Перечня объектов (видов деятельности), в которых (при осуществлении которых) юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны установить и использовать платежные терминалы, являющемуся приложением 1 к Постановлению № 924/16 указаны павильоны, киоски, магазины-склады, торговые объекты, расположенные в капитальных строениях (зданиях и сооружениях), за исключением относящихся к передвижным средствам разносной торговли, а также торговых объектов системы потребительской кооперации, расположенных в сельских населенных пунктах, в которых продажу товаров осуществляет один продавец.

Таким образом, если организация или ИП осуществляет розничную торговлю в торговом объекте, расположенном в капитальном строении (здании и сооружении) на территории рынка, за исключением относящихся к передвижным средствам разносной торговли, то в этом случае возникает обязанность установить и использовать карточные платежные терминалы. Их количество должно соответствовать количеству единиц кассового оборудования в торговом объекте. Если организация или ИП осуществляет розничную торговлю на торговых местах на рынке, то использование карточных платежных терминалов не является обязательным.

Невыполнение вышеуказанных требований порядка использования кассового оборудования, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и (или) платежных терминалов при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, а равно отсутствие таких оборудования и (или) терминалов при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, а также требований по порядку приема наличных денежных средств имеет отношение непосредственно к предпринимательской деятельности, и их несоблюдение причиняет вред общественным отношениям, связанным с указанной деятельностью. Глава 13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП), регулирующая вопросы ответственности за совершение правонарушений в области предпринимательской деятельности, содержит статьи, предусматривающие ответственность, как за нарушение порядка приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет (ст. 13.14 КоАП), так и за нарушение порядка использования кассового оборудования, а равно его отсутствие (ч. 1 ст. 13.15 КоАП).

Так, за нарушение порядка приема денежных средств за наличный расчет, выражающееся в невыдаче покупателю (потребителю) в установленных законодательством случаях платежного документа, подтверждающего факт приобретения товаров (работ, услуг) за наличный расчет предусмотрена административная ответственность, которая влечет наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя - до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо - до ста базовых величин;за нарушение порядка использования кассового оборудования, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и (или) платежных терминалов при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, а равно отсутствие таких оборудования и (или) терминалов при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг предусмотрена административная ответственность, которая влечет наложение штрафа в размере до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя - до ста базовых величин, а на юридическое лицо - до двухсот базовых величин.

За нарушение порядка прием средств платежа при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг без применения кассового оборудования или без оформления установленного законодательством документа в случаях, когда применение кассового оборудования не требуется, предусмотрена административная ответственность, которая влечет наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя - до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо - до ста базовых величин (ст. 13.14 КоАП).

Оперативным подразделением Инспекции на постоянной основе проводятся контрольно-аналитические мероприятия по пресечению нарушений как в сфере порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг), так и в сфере порядка использования кассового оборудования, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов, платежных терминалов, использования и учета средств контроля.

Так, за последние полгода в ходе таких мероприятий были выявлены как нарушения порядка приема средств платежа, так и нарушения порядка использования кассовых суммирующих аппаратов, а равно их отсутствие. Во всех установленных случаях виновные лица привлечены к административной ответственности. Общая сумма штрафа составила более 20,6 тысяч рублей.

Инспекция Министерства по налогам и сборам
Республики Беларусь по Молодечненскому району