Перечень оснований для направления в ЛТП претерпел изменения и был расширен.
Согласно ст. 4 Закона в лечебно-трудовые профилактории могут направляться:
- граждане, больные хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, которые в течение года три раза и более привлекались к административной ответственности за совершение административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, были предупреждены в соответствии с настоящим Законом о возможности направления в лечебно-трудовые профилактории и в течение года после данного предупреждения привлекались к административной ответственности за совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ;
- граждане, обязанные возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, которые дважды в течение года нарушили трудовую дисциплину по причине употребления алкогольных напитков, потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, в связи с этим были предупреждены о возможности направления в лечебно-трудовой профилакторий и в течение года после данного предупреждения нарушили трудовую дисциплину по причине употребления алкогольных напитков, потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ;
- трудоспособные неработающие граждане, ведущие асоциальный образ жизни, которые были предупреждены в соответствии с настоящим Законом о возможности направления в лечебно-трудовые профилактории и в течение года после данного предупреждения привлекались к административной ответственности за совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, в отношении которых постоянно действующей комиссией по координации работы по содействию занятости населения, созданной районным (городским) исполнительным комитетом (местной администрацией), приняты решения о необходимости направления в лечебно-трудовые профилактории и которым по результатам медицинского освидетельствования установлены диагнозы «хронический алкоголизм», «наркомания» или «токсикомания».
Если несмотря на врученное предупреждение, противоправное поведения таких лиц все-таки продолжается и они привлекаются к административной ответственности в установленном законодательством порядке, нарушили трудовую дисциплину по причине употребления алкогольных напитков, то уполномоченными сотрудниками органов внутренних дел подготавливаются необходимые материалы и в суд подается заявление о направлении этих граждан в ЛТП.
Заявление о направлении гражданина в лечебно-трудовой профилакторий в соответствии со ст. 393-9 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь рассматривается судом в течение десяти дней со дня его поступления с обязательным участием представителя органа внутренних дел и гражданина, заявление о направлении которого в лечебно-трудовой профилакторий рассматривается судом.
В случае уклонения гражданина, заявление о направлении которого в ЛТП рассматривается судом, от явки в суд он может быть подвергнут приводу.
В случае удовлетворения заявленных органом внутренних дел требований гражданин направляется в лечебно-трудовой профилакторий для принудительной изоляции и медико-социальной реадаптации с обязательным привлечением к труду сроком на двенадцать месяцев. Однако если гражданин направляется в лечебно-трудовой профилакторий в третий и более раз, он помещается на срок двадцать четыре месяца.
Не подлежат направлению в лечебно-трудовые профилактории:
- граждане, не достигшие возраста восемнадцати лет;
- граждане, достигшие общеустановленного пенсионного возраста;
- беременные женщины;
- женщины, воспитывающие детей в возрасте до одного года;
- инвалиды I и II группы;
- граждане, у которых выявлены заболевания, препятствующие их нахождению в лечебно-трудовом профилактории.
Ольга БОБКОВА,
начальник отдела прокуратуры Минской области.