С начала года на автодорогах Минской области произошло 110 ДТП (в том числе 11 с участием несовершеннолетних), в которых 41 человек погиб (в том числе двое несовершеннолетних), 112 получили телесные повреждения различной степени тяжести (в том числе 12 несовершеннолетних).
За аналогичный период 2022 года произошло 96 ДТП (с участием несовершеннолетних -- 6), в которых 17 человек погибли, 112 получили телесные повреждения различной степени тяжести (в том числе 6 несовершеннолетних).
Основными причинами ДТП стали превышение установленной скорости движения; нарушение ПДД пешеходами; нарушение правил проезда пешеходных переходов.
Основными причинами ДТП с участием пешеходов и велосипедистов являются игнорирование правил дорожного движения, отсутствие в темное время суток световозвращающих элементов на одежде указанной категории. Усугубляет ситуацию и нахождение на проезжей части граждан в состоянии опьянения.
12 января 2023 года в 14.21 на 2-м километре автодороги Н-9947 Червень -- Домовицк -- Володута водитель 1984 г.р., управляя автомобилем «Фиат-Пунто», совершил наезд на велосипедиста 1947 г.р., жителя Червеня, который двигался по середине проезжей части.
В результате ДТП велосипедист с телесными повреждениями госпитализирован в реанимационное отделение УЗ «МОКБ», где позднее скончался.
К сожалению, подобные происшествия случаются достаточно часто. Дорога не прощает безответственного поведения на ней, особенно в состоянии алкогольного опьянения. Небезопасные действия таких пешеходов на дороге и вблизи нее никого не должны оставлять равнодушным.
Уважаемые участники дорожного движения! Если вы видите вблизи проезжей части пешехода или велосипедиста с признаками опьянения, явно представляющего опасность для движения, либо необозначенного световозращающими элементами, просим вас незамедлительно сообщать на телефонную линию 102 в территориальные ОВД. По вашей информации будут приняты соответствующие меры реагирования.
Госавтоинспекция напоминает, что согласно статье 18.20 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь «Нарушение правил дорожного движения пешеходом и иными участниками дорожного движения либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования):
1. Нарушение правил дорожного движения пешеходом, лицом, управляющим велосипедом, гужевым транспортным средством, или лицом, участвующим в дорожном движении и не управляющим транспортным средством, влечет наложение штрафа в размере от 1 до 3 базовых величин.
2. Нарушение правил дорожного движения лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, совершенное в состоянии алкогольного опьянения или состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения или состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, влечет наложение штрафа в размере от 3 до 5 базовых величин.
3. Нарушение правил дорожного движения лицами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, повлекшее создание аварийной обстановки, влечет наложение штрафа в размере от 3 до 8 базовых величин.
4. Нарушение правил дорожного движения лицами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, повлекшее причинение потерпевшему легкого телесного повреждения, а равно оставление ими места дорожно-транспортного происшествия, участниками которого они являются, влечет наложение штрафа в размере от 5 до 20 базовых величин.
Кроме того, одной из причин травмирования пешеходов на дорогах является недисциплинированность водителей и невыполнение требований правил в части проезда ими нерегулируемых пешеходных переходов и предоставления преимущества пешеходам.
4 января 2023 в 8.05 на 75-м километре автодороги Р-23 Минск -- Микашевичи, вблизи д. Буда Гресская, водитель 1990 г.р., минчанин, управляя автомобилем «Лада-Ларгус», двигаясь в крайней правой полосе движения в направлении Слуцка, совершил наезд на пешехода 1951 г.р., жительницу д. Вежи Слуцкого района, которая пересекала проезжую часть дороги слева направо по ходу движения транспортного средства по нерегулируемому обозначенному пешеходному переходу. В результате ДТП пешеход от полученных телесных повреждений скончалась на месте происшествия.
Согласно части 7 статьи 18.13 КоАП Республики Беларусь за невыполнение лицом, управляющим транспортным средством, требований дорожных знаков или разметки, а равно непредоставление лицом, управляющим транспортным средством, преимущества в движении пешеходам наступает административная ответственность в виде штрафа в размере от 1 до 5 базовых величин.
Указом Президента Республики Беларусь от 18.04.2022 №145 «О совершенствовании организации дорожного движения» внесены изменения в Указ №551 от 28.11.2005, которым были утверждены Правила дорожного движения. Одно из новшеств касается электросамокатов, гироскутеров, моноколес, сигвеев и прочих устройств для них введено обобщенное понятие «Средства персональной мобильности». Согласно подпункту 2.601 ПДД «Средство персональной мобильности» -- устройство или приспособление, не являющиеся транспортными средствами, приводимые в движение двигателем и предназначенные для индивидуального или совместного (в случае наличия специально оборудованных мест для сидения) использования пешеходами (электросамокат, гироскутер, моноколесо, сигвей и прочее).
Примеры ДТП с участием пешеходов, передвигавшихся на СПМ.
29 октября 2022 года около 15.00 на ул. Козлова в Солигорске водитель 1988 г.р., житель Минска, управляя автомобилем «Фольксваген-Пассат», двигаясь по дворовой территории, совершил наезд на пешехода 1996 г.р., который, двигаясь на электросамокате, выехал на проезжую часть дороги справа налево по ходу движения автомобиля из-за припаркованных транспортных средств. В результате ДТП пешеход получил телесные повреждения в виде двойного перелома голени правой ноги, госпитализирован в травматологическое отделение Солигорской ЦРБ.
Новые правила установлены в части использования электросамокатов и прочих средств персональной мобильности (СПМ):
- передвижение только по велосипедной дорожке, при ее отсутствии -- по тротуару, пешеходной дорожке или обочине, не создавая препятствий для пешеходов;
- скорость не более 25 км/ч;
- нельзя использовать СПМ лицам младше 14 лет (за исключением пешеходных и жилых зон);
- запрещается находиться в состоянии опьянения;
- запрещается перевозить кого-либо на необорудованных местах для сидения, не держаться за руль.
Следует помнить: тот, кто передвигается на СПМ, считается пешеходом.
При использовании СПМ:
- необходимо убедиться в исправности тормозной системы и рулевого управления;
- рекомендуется надевать средства защиты -- шлем;
- в темное время суток и (или) при недостаточной видимости дороги иметь фликеры, на устройстве включать фару (фонарь);
- следует отказаться от просмотра гаджетов и прослушивания музыки во время управления;
- возле выходов из торговых объектов, подземных переходов, остановок быть готовым к внезапному появлению людей.
Рекомендации по безопасному дорожному движению
Определяющим в совершении ДТП является так называемый человеческий фактор. Подавляющее большинство ДТП происходит из-за недисциплинированности и несоблюдения ПДД участниками дорожного движения.
Для водителей предельного внимания и аккуратности требуют участки дорог с пешеходными переходами. Поэтому сосредоточенность, снижение скорости и плавное торможение -- необходимые действия водителей при приближении к пешеходным переходам.
Пешеходам в свою очередь необходимо быть предельно осторожными при переходе проезжей части. Перед началом перехода обязательно остановиться, посмотреть по сторонам, убедиться в том, что водители транспортных средств вас видят и готовы пропустить.
ГАИ Минской области настоятельно рекомендует всем участникам дорожного движения соблюдать требования правил, быть внимательными и ответственными как к себе, так и другим участникам дорожного движения!
ОГАИ МОЛОДЕЧНЕНСКОГО РОВД.