Молодому педагогу гимназии № 10 Молодечно Владиславу Войтеховичу, который свой профессиональный праздник отмечает в этом году впервые, путевку в жизнь дал учитель труда школы № 7 Сморгони, что в Гродненской области, Юрий Иванович Счастный. На уроках математики было не совсем понятно, русского языка — скучно, зато в школьной мастерской он чувствовал себя как рыба в воде. Изготавливал сувениры, полезные в быту вещи, красивые предметы. Сначала творил только в учебном заведении, через некоторое время уговорил папу купить лобзик, и начал строгать и выпиливать дома, на кухне.
— Родители приходили с работы, хватались от моего творческого беспорядка за голову, но никогда не ругали, — говорит Влад. — Больно уж глаза у меня были в этот момент счастливые.
В старших классах он принимал участие сначала в районных, а затем и областных олимпиадах по трудовому обучению, где кроме защиты своего проекта ребята проходили и тесты, и специальные практические задания, которые делали в присутствии жюри. А после окончания школы взял и отвез документы в Полоцкий государственный университет на специальность технический труд и техническое творчество.
— В Молодечно попали по распределению? — интересуюсь у молодого педагога.
— Распределение у нас было свободным, — рассказывает он. — Поэтому город выбирал сам, учебное заведение, в котором теперь работаю, тоже. И знакомые, и друзья, очень советовали гимназию № 10, где творческий, сплоченный и дружный коллектив.
Впечатления от первого места работы у него хорошие. Говорит, что очень быстро привык к коллегам и стенам учебного заведения, здесь он чувствует себя уютно.
— Помните первый вопрос, который задали вам ученики? — спрашиваю у педагога.
— После слова «здравствуйте» кто-то спросил: «А, так это вы наш новый учитель?» Значит, дети заранее знали, что в школу придет пополнение.
— Дисциплину на уроке держать трудно?
— Если ребят заинтересовать, а на уроках труда у меня только мальчишки, то никаких проблем не будет. Разговаривать и галдеть ученики начинают, как правило, только когда им неинтересно.
Есть дети с открытым сердцем — они податливы, внимают каждому слову. Есть колючие будто кактус, но и к ним, если постараться, можно найти свой подход.
— Современные дети знают, что такое гвоздь и как его забить молотком в пол?
— Гвоздь и молоток видели, наверное, все. А вот с рубанком, долотом, напильником сложнее.
— Может ли обычная табуретка стать произведением искусства?
— Если у тебя есть творческий порыв, если ты видишь в своем изделии что-то большее, и хочешь им удивить, может.
Конечно, жаль, но некоторые люди все еще скептически относятся к предмету «трудовое обучение». Мол, зачем он в школе? Но ведь задача государства выпустить из учебного заведения не биороботов, а людей с разносторонними интересами. Помочь им понять, что все вокруг нас создано трудом. И в то же время дать определенные жизненные навыки.
Пяти-, шестиклассники учатся у Владислава пилить, строгать, производить сборку на гвоздях, шурупах. Ребята постарше получают ознакомительные азы работы на станках. Все это им в будущем тоже очень пригодится.
— Как заинтересовать учащихся своим предметом? — спрашиваю у молодого учителя.
— Детям неинтересны уроки «под копирку». Поэтому учителю важно использовать нестандартный подход, применять информационно-коммуникативные технологии, подключать интернет-ресурсы, разработки педагогов-новаторов, — рассказывает он. — В прошлый понедельник был на малой родине, зашел к своему учителю Юрию Ивановичу Счастному, который до сих пор работает в школе. Общались, разговаривали, первый раз не как учитель и ученик, а как коллеги. Я, конечно, больше спрашивал, ведь опыта работы у меня — месяц.
— К обращению по имени-отчеству уже привыкли?
— Привык, и кажусь себе при этом таким взрослым (смеется). Хотя на самом деле, где-то там, в душе, несмотря на годы учебы в университете и службу в армии, остаюсь «студентом». Гоняю по городу на электросамокате, люблю путешествовать по Беларуси. Буквально в прошлые выходные был в Островецком районе, хочу ближе познакомиться с Молодечненским. Меня не тянет, например, в Китай или Японию. Люблю все свое: близкое, понятное.
— Как вы думаете, почему после отработки по распределению некоторые педагоги уходят из профессии?
— Люди уходят, когда понимают, что занимают чужое место.
— А вы в своей тарелке?
— Мне кажется — да! Слишком уж долго я к этой профессии шел.
Автор статьи: Марина Слиж
Автор фото: из архива героя
Источник: Mlyn.by