"Уроки усвоены. Случившиеся события предопределили глобальность тех вопросов, которые мы вынесли на этот педсовет. Нам предстоит перезагрузить систему образования. Сегодня это вопрос государственной важности", - подчеркнул глава государства.
Президент напомнил о древней мудрости: после хлеба самое важное для народа - это школа. "Не умаляя роль семьи, мы все с вами хорошо понимаем, что именно воспитатель и учитель стоят у истоков формирования народа как единой нации. Наука это называет национальной идентичностью. По-простому это патриотизм", - сказал Президент.
Он отметил, что в этом понятии много смыслов: любовь к Родине, уважение к достижениям прошлого, приверженность традициям, почитание старших поколений и гордость за успехи современников, стремление внести свой вклад в историю страны.
Лукашенко - учителям: наведите порядок в школе, чего бы это ни стоило
Президент Беларуси Александр Лукашенко потребовал навести в школах порядок, чего бы это ни стоило. Об этом глава государства заявил сегодня во время выступления на Республиканском педагогическом совете, передает корреспондент БЕЛТА.
"Хочу сказать вам и министру прежде всего - всем тем, кто сегодня отвечает за школу. Это мое непреклонное требование как человека (не только Президента), который свои первые шаги делал в школе - сельским учителем. Школа - это храм. И туда нужно приходить как в храм. Порядок и дисциплина в этом храме зависят не только от прихожан, но и от тех, кто отвечает за состояние этого храма, то есть учителей", - сказал Александр Лукашенко.
"Наведите порядок в школе, чего бы это нам ни стоило. И посмотрите: через год-два школа будет совсем другая и статус учителя, о котором мы говорим, будет совсем иной. Я бы даже сказал больше: используйте любые методы, но наведите порядок в школе", - потребовал Президент.
По словам главы государства, есть немало примеров, когда учителя выглядят не лучшим образом на фоне учеников.
Лукашенко призвал родителей с пониманием отнестись к требованиям школы в вопросах безопасности детей
Президент Беларуси Александр Лукашенко призвал родителей с пониманием отнестись к требованиям школы в вопросах безопасности детей. Об этом глава государства заявил сегодня во время выступления на Республиканском педагогическом совете, передает корреспондент БЕЛТА.
"Министр доложил о принятых мерах по наведению дисциплины и порядка в школах. Это правильно и напрямую связано с вопросами безопасности детей. Призываю в первую очередь родителей отнестись к требованиям школы с должным пониманием", - сказал Александр Лукашенко.
Президент подчеркнул, что быть единомышленниками в теме безопасного поведения детей в интернете - в общих интересах родителей и государства. "Все, что там происходит, - это, конечно, виртуальная, не настоящая жизнь. Но последствия таких явлений, как буллинг, троллинг, груминг, и прочих угроз вполне реальны. Повторяю: ответственны мы все. Если, не дай Бог, ребенок подвергается травле в сетях, да и в живом общении, то вопросы есть и к родителям, чьи дети ведут себя неадекватно, и к классному руководителю, который отвечает за психологический климат в коллективе", - отметил глава государства.
Для этого, по его словам, надо больше времени уделять общению с детьми вне школьных занятий. "Да, это непросто, учитывая занятость и бешеный ритм жизни современного взрослого человека. Но цена наших усилий - безопасность детей. В конце концов - их будущее и судьба страны, - обратил внимание белорусский лидер. - Отнеситесь серьезнее к шестому школьному дню. Когда он наполнен спортивными, культурными мероприятиями, в них вовлечены в том числе родители, когда все организовано интересно и с душой - школа и семья объединяются. Вы знаете, это дорогого стоит".
БЕЛТА.
Лукашенко: школа не может быть вне политики, но политика там может быть только государственная
Школа не может быть вне политики, но политика там может быть только государственная. Об этом Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил сегодня во время выступления на Республиканском педагогическом совете, передает корреспондент БЕЛТА.
"Вопрос, который сегодня, как говорится, висит в воздухе: должна ли школа участвовать в политической жизни страны? Ответ однозначный: школа не может быть вне политики. Вообще политики не бывает без школы. Но политика там должна быть только одна - государственная. Флаг и гимн - государственные. И давайте прекратим разговоры на эту тему", - подчеркнул Александр Лукашенко.
Президент отметил, что такую же государственную политику проводят во всех уважающих себя странах - от США до Китая, включая Россию. Глава государства уверен, что профессионалы это понимают.
"Как понимают и то, что гражданская и жизненная позиция педагога, его участие в общественной или политической жизни страны - это пример, на котором воспитываются не только ученики, но и учителя. Школа воспитывает не только учеников, но, что гораздо сложнее, перевоспитывает очень многих родителей. Ведь мы с вами прекрасно знаем, что любые фундаментальные знания должны подтверждаться примерами из жизни. В общении с детьми не избежать анализа событий прошлого и настоящего, их оценки с позиции интересов государства, в котором живем. Что это, если не политика? - спросил белорусский лидер. - Это даже основа, фундамент любой политики. Но он закладывается нами в школе".
Александр Лукашенко подчеркнул, что патриота может воспитать только патриот. По его мнению, в этом вопросе не имеет значения, какой предмет преподает учитель. "Можно и задачу по химии сформулировать так, что ребенок будет гордиться своей страной. И наоборот, - убежден он. - Почему так ставлю вопрос? Потому что часть нашей молодежи, получив образование здесь, стремится уехать за рубеж. Не все, но тенденция настораживает. Ведь те, кто уезжает, отрываются - это самое страшное - от своих корней. Хорошо, когда едут за новым опытом, знаниями, чтобы применить их на Родине. И то надо внимательнее посмотреть, кто и чему их там учит".
Президент обратил внимание, что зачастую в соседних странах белорусским студентам вкладывают в голову не столько новые знания, а другую идеологию, делают из них идейных противников белорусского государства. Это подтвердили события начала пандемии. Из Польши после введения карантина была выдворена белорусская учащаяся молодежь. В родной же стране, которая без проблем приняла их домой, они решили выступить за разрушение государства.
Александр Лукашенко отметил, что, с одной стороны, белорусские педагоги выпускают из школ перспективных студентов и готовят высококлассных специалистов, которые ценятся за рубежом. Эту работу он оценил на "десятку". С другой - есть пробелы в воспитательной функции учреждений образования. "Какую оценку мы с вами должны поставить себе за патриотическое воспитание детей? Наверное, до 10 мы с вами не дотягиваем. Об этом говорят факты. Все наши косяки, негативные события прошлого года - это наши школьные косяки", - добавил глава государства.
Лукашенко: все эти разговоры, что мы упустили молодежь, - близки к демагогии
Последние события в Беларуси заставили обратить внимание на одну из главных функций образовательного процесса - воспитательную. Об этом Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил сегодня во время выступления на Республиканском педагогическом совете, передает корреспондент БЕЛТА.
В то же время глава государства отметил: серьезных, катастрофических проблем в этой сфере нет. "Все эти разговоры, что мы упустили молодежь, - министр настаивает, что это сплошная демагогия. Я так не скажу, но близко к этому. Молодежь во все времена одинаковая - бунтарская, порой радикальная, но в большинстве - конструктивная. Все это молодость", - сказал Александр Лукашенко.
Вместе с тем, по словам Президента, объективно прошлый год показал, что есть предпосылки, которые могут привести к непоправимым последствиям. "Чем меньше остается тех, кто был воспитан на ценностях советского времени, тем острее мы это ощущаем, - убежден он. - В чем-то мы расплачиваемся за реформы 90-х. Во многих процессах не последнюю роль сыграли внешние силы. Вспомните программы Сороса. Мы вовремя свернули их здесь, но след остался. Свою лепту вносит и цифровизация - дети ушли с головой в интернет, а там, сами знаете, кто и как их воспитывает".
"Но сейчас не об этом. Нет цели искать виновных. У нас с вами глобальная задача: найти и заполнить пробелы в воспитательном и образовательном процессе. Честно признаться, где мы недоработали. Засучить рукава и сделать все, чтобы нам не страшно было передавать страну тем, кто завтра выйдет за порог школы, техникума или вуза", - добавил глава государства.
Лукашенко: образование - это не сфера услуг, а социально значимая отрасль экономики
Образование - это не сфера услуг, а оплот белорусской государственности и социально значимая отрасль экономики. Об этом Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил сегодня во время выступления на Республиканском педагогическом совете, передает корреспондент БЕЛТА.
"Вы в очередной раз подтвердили, что образование - это не сфера услуг, не бизнес, а оплот нашей государственности, социально значимая отрасль экономики", - сказал Александр Лукашенко.
"Вы сделали все, чтобы наши детишки учились, когда мы ничего не знали про вирус и было страшно выходить на работу. Знаю, какие угрозы сыпались в ваш адрес, когда начались бунты и блицкриг, особенно в Минске. В условиях травли вы мужественно делали свою работу: учили, воспитывали, терпеливо общались с агрессивно настроенными родителями", - обратил внимание Александр Лукашенко.
По его словам, во многом благодаря работникам системы образования удалось удержать подростков от противоправных действий, пусть и не всех. "Вы чуть ли не за руку их ловили. Эти дети, их родители сегодня должны сделать выводы и по-новому взглянуть на миссию учителя, его роль в судьбе народа и нашей страны", - убежден глава государства.
Лукашенко: время ставит перед системой образования беспрецедентный вызов
Время ставит перед системой образования беспрецедентный по своей серьезности вызов. Об этом Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил сегодня во время выступления на Республиканском педагогическом совете, передает корреспондент БЕЛТА.
"Время ставит перед системой образования беспрецедентный по своей серьезности вызов", - заявил Александр Лукашенко.
Глава государства отметил, что с последнего подобного мероприятия прошло четыре года, причем последние два из них были непростыми и для страны, и для системы образования. "Очень важно, что вы приехали со всех уголков Беларуси", - обратил он внимание.
"Много было испытаний. Это и пандемия, которая создала стрессовые условия и заставила на ходу перестраивать учебный процесс. Это и политические события, которые затронули работников системы образования не меньше, чем силовиков и государственных служащих. И сегодня я благодарю недрогнувших и в вашем лице всю нашу педагогическую общественность за профессионализм, преданность своему делу и гражданскую позицию, от которой зависело многое", - подчеркнул Президент.
Лукашенко об излишнем документообороте у педагогов: если вопросы не решены, полетят головы
Президент Беларуси Александр Лукашенко сегодня, выступая на пленарном заседании Республиканского педсовета напомнил о ранее поставленной задаче освободить педагогов от выполнения несвойственных им функций и сократить документооборот, передает корреспондент БЕЛТА.
"Про функции, несвойственные педагогам, излишний документооборот даже и говорить сегодня не хочу. Если вопросы не решены, полетят головы. Прежде всего с министра образования и профильного вице-премьера. Я вам больше об этом говорить не буду. Запомните!", - предупредил белорусский лидер.
Лукашенко: эксперименты с учебниками должны быть прекращены
Эксперименты с учебниками должны быть прекращены. Об этом Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил сегодня, принимая участие в Республиканском педагогическом совете, передает корреспондент БЕЛТА.
На педагогическом форуме глава государства высказался о содержании школьной программы. "Министерство отчиталось, что программы и учебники обновлены. И в истории нашей независимости мы делаем это с завидной регулярностью", - отметил он.
Александр Лукашенко напомнил, что отдельные советские учебники выдержали более 20 переизданий, отмечались госпремиями, были написаны ярким, живым языком с учетом возрастных особенностей школьников. Они также были последовательными, логичными и увлекательными, а их содержание имело выраженную развивающую и воспитательную составляющую.
"А что сегодня? Претензий к современным учебникам по-прежнему тьма. В том числе и со стороны вас, практикующих педагогов. Так быть не должно. Эксперименты с учебниками должны быть прекращены. И вас, учителей в том числе, призываю: доведите до ума то, что написано, и тогда уже будете отчитываться. Надеюсь, что на моем уровне разговор про учебники последний", - подчеркнул белорусский лидер.
Президент отметил, что никакие гаджеты и "цифра" не заменят в образовании и тем более в школе учебники и учителей. "Учебник и учитель - это главное", - сказал Президент. Он высказал критические замечания к качеству подготовки учебных материалов в плане как внешнего оформления, так и содержания. "Мы на это денег не пожалеем. Но вы же издавайте учебник!" - сказал он.
Александр Лукашенко уверен, что учебник был и будет основным рабочим инструментом не только ученика, но и учителя, даже несмотря на стремительное развитие электронных образовательных ресурсов.
Лукашенко: авторитет учителя должен быть непререкаем
Авторитет учителя должен быть непререкаем. Об этом Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил сегодня, принимая участие в Республиканском педагогическом совете, передает корреспондент БЕЛТА.
Глава государства назвал актуальнейшим вопрос о статусе педагога. "Мы все заинтересованы в том, чтобы авторитет учителя был непререкаем. И в глазах учеников, и среди родителей, в обществе. Без этого даже смысла нет говорить о решении глобальных задач, которые стоят перед системой образования", - подчеркнул белорусский лидер.
"С 1 января 2022 года мы должны найти возможность значительно простимулировать в материальном плане работу классных руководителей и кураторов групп учреждений профессионально-технического и среднего специального образования. Поручаю правительству в ближайшее время внести соответствующие предложения", - сказал глава государства.
Он также поручил подумать и доложить, как можно поддержать специалистов дошкольных учреждений. "Труд воспитателей и их помощников такой же сложный и очень важный", - подчеркнул он.
"Все, что мы сможем себе позволить, учитывая возможности экономики страны, мы сделаем", - заверил белорусский лидер.
Наряду с этим он акцентировал внимание, что статус учителя - это и его авторитет, который не продается и не покупается ни за какую зарплату и деньги. "Многое, если не все, зависит от личности, характера, компетентности и профессионализма самого педагога. Уверен, вы это понимаете. И на своем, государственном уровне мы должны видеть таких людей. И делать для них все возможное - от государственных наград до заработных плат, жилья и так далее", - подчеркнул Александр Лукашенко.
Лукашенко не видит смысла в оголтелой гонке за дипломами о высшем образовании
Президент Беларуси Александр Лукашенко считает, что в обществе все еще недооценивают престижность рабочих профессий и уровень подготовки таких специалистов. Об этом глава государства заявил сегодня, принимая участие в Республиканском педагогическом совете, передает корреспондент БЕЛТА.
Глава государства акцентировал внимание, что подготовка кадров для экономики - это сфера ответственности наших вузов, техникумов, ПТУ. "Здесь один критерий - эффективность работы, конкурентоспособность. И учреждений образования, и преподавателей, и подготовленных ими кадров. Мы видим, с какой скоростью меняются способы производства, структура экономики, рынки труда. Это серьезный вызов системе профессионального образования. Административный механизм решения такой задачи у нас есть", - сказал Александр Лукашенко.
Он отметил, что Минэкономики и Минтруда должны заблаговременно делать прогнозы на востребованные временем и экономикой страны профессии, формировать заказ для Министерства образования: "Но что мы видим на практике, особенно когда открываем новые предприятия? Дефицит кадров".
Президент уверен, что все начинается со школы - с качества профориентационной работы: "Насколько мы действительно помогаем нашим детям понять свое предназначение, определиться с профессией, которая станет делом всей жизни? Насколько активно в этом процессе принимают участие наши предприятия - заказчики кадров?"
"До сих пор мы наблюдаем оголтелую гонку за дипломами о высшем образовании. Получают их дети, а потом, как сейчас модно говорить, всю жизнь ищут себя. То зарплата не та, то статус не тот, то добираться далеко до работы и так далее. Родители и дети по-прежнему недооценивают престижность рабочих профессий и уровень подготовки таких специалистов", - обратил внимание Александр Лукашенко.
Он подчеркнул, что молодежь, которая сегодня обучается в техникумах, по своим компетенциям не уступает студентам вузов. "Я видел, когда посещал автомеханический колледж, с каким оборудованием там учат работать. К нему ведь без знаний точных наук, компьютера, современных технологий не подступишься. И дети, которые туда пришли, выбором своим довольны. И свой первый рубль, причем полновесный, уже зарабатывают", - привел пример глава государства.
"Убежден, что вы - педагоги, преподаватели, министры, которые присутствуют здесь, - понимаете, что в первую очередь на таких специалистах держится экономика страны. Мы вместе должны подумать, что надо сделать, чтобы престиж этих профессий был высоким. Это стратегическая задача", - резюмировал Президент.
"От организации урока до внешнего вида ученика и учителя" - Лукашенко поручил выработать стандарт для школ
Президент Беларуси Александр Лукашенко поручил выработать стандарт для школ, в котором необходимо прописать различные аспекты - от вопросов организации урока до внешнего вида ученика и учителя. Соответствующее поручение он дал сегодня, принимая участие в Республиканском педагогическом совете, передает корреспондент БЕЛТА.
Глава государства отметил, что предстоит решить принципиальные вопросы, от которых зависит успешность образовательной сферы. "А это не только кодекс, о котором мы говорили. Потому что в кодексе все не пропишешь. Как и в других нормативных актах, которые мы должны будем принять. Особенно в тех, которые касаются школоустройства", - отметил Александр Лукашенко.
"Поручаю выработать также стандарт, где закрепим четкие требования, начиная от организации урока, соблюдения школьного этикета и заканчивая внешним видом ученика и учителя, - сказал белорусский лидер. - И все участники образовательного процесса должны будут придерживаться положений данного документа беспрекословно. Это, кстати, будет помощью в наведении порядка в школе и работе с родителями. Это делается для того, чтобы снять все спорные вопросы или недопонимание между семьей и школой".