Новости Молодечно и Молодечненского района

НГЭ – национальный государственный экзамен возможен через год

  • 2021-08-17 11:22:15
  • Ірына Рабушка

Главные задачи

— Как идет подготовка к 1 Сентября в детских садах, школах и гимназиях?

— Прежде всего мы ориентируемся на рекомендации по созданию безопасной среды, которые были даны по итогам мониторинга Комитета госконтроля. Приводим в порядок пути эвакуации, устанавливаем двери, покрываем несгораемой краской, ремонтируем пожарную сигнализацию... На подготовку садов, школ и гимназий к новому учебному году было выделено свыше 400 тысяч рублей из районного бюджета, более 300 тысяч рублей израсходовано из внебюджетных источников.

— Несмотря на то, что вы опытный специалист в педагогике и работаете уже более 15 лет, всё же должность заместителя управления по образованию для вас новая.

— Главные задачи как на этой, так и на прежней должности начальника отдела дошкольного, общего среднего и среднего специального образования прежние: обеспечивать высокий уровень образования в районе — от дошкольного до среднего специального. Также с коллегами мы продолжим сохранять лучшие традиции и при этом следовать по инновационному пути развития нашей системы.

Учимся на «дистанционке»?

— Какие новшества ожидаются в новом учебном году?

— Завершается переход на обновленное содержание программы среднего образования. В 2020/2021 учебном году была разработана последняя – для 11-классников. Поэтому в 2021/2022-м новшества затронут только их. Например, в программу по обществоведению включили актуальные темы: «Устойчивое развитие – идеал развития ХХI века», «Правовые основы международных отношений». 11-классники по-прежнему смогут заниматься по программам базового или повышенного уровня (возможны разные варианты выбора двух предметов). Свои правила в гимназии-колледже искусств: здесь на повышенном уровне можно изучать только творческие дисциплины по видам искусства. Кстати, поэтому 9-классники гимназии-колледжа искусств сдают не три, а четыре экзамена, 11-классники – пять вместо четырех. Всё активнее обсуждается введение Национального государственного экзамена (НГЭ) – т.е. «совмещение» выпускного экзамена в школе (гимназии) и централизованного тестирования. Такое нововведение возможно не ранее, чем через год.

— Поскольку коронавирусную пандемию еще никто не отменял, то этот «аспект» придется учитывать при организации образовательного процесса и в новом учебном году. Возможно, широко внедрят дистанционное обучение?

— Нам действительно придется работать в условиях пандемии, и мы принимаем все меры, чтобы она не распространялась. Определенный опыт уже есть. Если предмет не требует специфики (как, к примеру, химия), то дети будут заниматься в кабинете, закрепленном за конкретным классом. На занятия будут приходить учителя. Также в учреждениях образования обеспечат регулярное проветривание и тщательную уборку помещений, антисептики для рук. Что касается дистанционного обучения, то на сегодня в Кодексе об образовании такая форма не предусмотрена. В новой редакции этого законодательного акта, которая готовится к принятию, она предполагается. Наши педагоги уже используют элементы дистанционного обучения и активно его развивают на различных платформах. Этому способствует доступ в интернет во всех школах и гимназиях, в том числе широкополосный. Работают сайты управления по образованию и учреждений, на которых размещены ссылки с доступом к электронным версиям учебников, пособий, справочников. Педагогами созданы ученические группы в соцсетях, что позволяет оперативно раздать задания и проверить правильность их выполнения. 90 процентов школ и гимназий используют сервисы «Электронный дневник» и «Электронный журнал». Это значит, что сегодня родителям достаточно зайти в соответствующее приложение с любого гаджета, чтобы увидеть отметки своего ребенка, а также домашнее задание. В целом у нас большие подвижки по созданию информационно-образовательной среды: в учреждения базового и общего среднего образования приобретено 140 интерактивных досок, 76 мультибордов, это означает, что в некоторых школах их несколько. При поддержке министерства оборудованы 15 суперсовременных кабинетов физики, химии, биологии. Планируется поступление учебного оборудования и мебели еще для пяти кабинетов биологии.

Урок с военруком и выбор профессии

— Совсем недавно стало известно, что с 1 сентября будет введена новая должность в школах и гимназиях – руководитель по военно-патриотическому воспитанию…

— Ранее данное направление касалось учеников 10-11 классов: на протяжении последних лет у них преподавалась допризывная (для юношей) и медицинская (для девушек) подготовка. Теперь военно-патриотическое воспитание станет основательнее, им будут охвачены школьники и гимназисты разных возрастов.

— Уже во время учебы старшеклассники могут получить ту или иную рабочую профессию или выбрать для себя профильную направленность для дальнейшего поступления в вузы…

— Мы действительно активно работаем по профориентации учащихся, и это себя оправдывает. На базе учреждений образования созданы профильные группы педагогической, спортивно-педагогической, правовой, военно-патриотической, аграрной направленности. Кроме этого, на базовом уровне в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» (10 и 11 классы) можно получить востребованные на рынке труда профессии, например, автоклавщика, бармена, штукатура, столяра, секретаря, повара, формовщика теста. Необходимые условия созданы как в школах, так и в местных колледжах. С нового учебного года предложим еще две профессии — печника и швеи, их можно будет получить на базе Молодечненского государственного колледжа.

В Селевцах трое первоклассников, в Дуброво – двое

— Сколько учеников сядет за парты первого сентября?

— В последние годы статистика стабильна. Ожидаем около 15 тысяч мальчишек и девчонок, из них более 1600 первоклассников. Среди самых крупных по численности учреждений – СШ №14, гимназия №10, гимназия-колледж искусств. Но есть и те, в которые придет совсем немного первоклассников: в Селевцах их трое, в Дуброво и Холхлово – по двое. Несмотря на это, в местных учебно-педагогических комплексах для них полностью организован образовательный процесс. Мы по-прежнему придерживаемся территориального принципа при приеме учащихся в первый класс.

— Не становится ли меньше дошкольников?

— По сравнению с прошлым годом их количество немного уменьшилось. 54 соответствующих учреждения района посещают 5900 ребят. Система дошкольного образования разнообразна: есть центр развития ребенка, санаторные сады, а также учреждения либо группы в них для детей с определенными заболеваниями, особенностями психофизического развития. Активно развивается, как и в школах, интегрированное обучение. Также в городе открыта группа для дошкольников с круглосуточным пребыванием. По запросу родителей всегда организуются группы кратковременного пребывания – прогулочные, адаптационные, сезонные… А когда в микрорайоне «Восточный» откроется детский сад — начальная школа, увеличится охват дошкольным образованием и будет обеспечена его «шаговая» доступность.

— С особым настроением ждут начала учебного года молодые специалисты. Сколько их придет в наши учреждения образования?

— Как обычно, ожидаем около 60 человек. В их числе и молодечненские выпускники, которые решили вернуться в родной край. Есть и иногородние. Им по возможности помогаем решить жилищный вопрос – предоставляем места в общежитиях либо предлагаем арендное жилье. Заявки от молодых специалистов на рабочие места продолжают поступать. И острого дефицита кадров у нас не наблюдается.

Текст и фото: Ирина РАБУШКО.