Моя собеседница — сотрудница представительства немецкой некоммерческой организации DVV International, которая занимается развитием системы образования взрослых в различных странах мира, в том числе в Беларуси, поддержкой концепции «обучающиеся города» ЮНЕСКО.
DVV International помогает белорусским городам и поселкам разработать свою стратегию развития образования для людей разных возрастов. По итогам конкурса отобрали шесть городов, представители которых (а также обучающегося города Витебска) были приглашены на семинар в Южную Корею. И неспроста. Эта страна признана лидером в реализации идеи обучающихся городов. Из южнокорейских 228 городов 169 носят такой статус. Интернациональную делегацию принимало муниципальное руководство, тепло встречали и знакомили со своими наработками на различных площадках, где корейцы получают новые навыки и знания.
Что же такое обучающийся город? Это город, где услуги образования предоставляются всем – от самых маленьких детей до пожилых людей. Жители такого города могут получить быстрый доступ к информации обо всех курсах и образовательных услугах. А те, кто эти услуги оказывает, объединены в единую сеть и являются партнерами, а не конкурентами.
Корейцы учатся — страна процветает
В официальном приглашении на семинар были такие слова: «благодаря своей приверженности идее обучения людей на протяжении всей жизни Южная Корея стала процветающей и современной страной». И действительно, молодечненку поразило то, сколько смысла и значения придают корейцы обучению и образованию. На всех встречах с белорусами хозяева акцентировали внимание на главном: новые знания делают людей более счастливыми. Причем без возрастных ограничений.
Образование взрослых в этой стране поддерживается на уровне государства. Существует правило: если собрались пятеро человек, которые хотят чему-то научиться, то для них подберут преподавателя и предложат подходящее помещение либо площадку. Дополнительное образование взрослых в основном бесплатное.
Планы и программы обучения — в зоне ответственности преподавателей, которые стремятся сделать их максимально качественными.
Моя собеседница убеждена в том, что сегодня можно освоить многие сферы. Например, современные технологии (компьютер, смартфон), иностранные языки, основы финансовой грамотности, творческие направления — живопись, прикладное искусство, основы фотографии, ландшафтного дизайна; двигательные — йога и танцы. Это могут быть курсы, где занятия ведет преподаватель, а также шведские учебные кружки, где каждый участник отвечает за определенное занятие или тему.
— Обучающиеся города – это отличная идея, — говорит собеседница. — Уверена, что у этого направления в Беларуси есть будущее.
Деревья на крышах и возрожденная река
В Южной Корее около 50 миллионов жителей, и почти 10 миллионов живет в столице – Сеуле. Корейцы очень трепетно относятся к природе. На крышах многоэтажных домов можно увидеть… деревья. Гостиница или кафе непременно приглашают своих клиентов провести время на высотной зеленой террасе. Это очень необычно. Также в мегаполисе есть место для размеренности. В центре корейской столицы местные жители могут запросто устроить турнир по настольным играм. Белорусы наблюдали, как тут же стали подтягиваться болельщики, заинтересованно обсуждать игру и непринужденно общались.
В свое время Сеул получил почетное звание столицы с самым лучшим городским дизайном. Протекающая по центру города река была «спрятана» в бетон ради постройки очередной автомагистрали. Однако вместе с техническим прогрессом стала ухудшаться экологическая обстановка. Недавно городские власти решили вернуть реку, на берегах которой в итоге была обустроена зона отдыха с зеленью, вечерней подсветкой и арт-объектами. Кстати, идею восстановить реку не поддерживали строительные корпорации, однако реку восстановили в интересах жителей.
Две идеи для туризма
Белорусов пригласили в императорский дворец Кёнбоккун (его еще называют «дворец лучезарного счастья»). Туристы в национальных корейских костюмах могут осмотреть этот музей бесплатно. Рядом расположено множество пунктов, где можно взять такой костюм напрокат. Желающих достаточно, и никто не стесняется.
— Эту интересную идею вполне можно осуществить и у нас, — отмечает Валентина.
В городе Осан гостей встречала ростовая кукла – ворона, символ города. Изображение птицы размещают на многочисленных сувенирах. Любой населенный пункт нашей страны также может объявить конкурс на создание талисмана, организовать голосование, выбрать лучший и развивать эту идею.
Сладкое мясо и «умный» телефон
Рис — самое популярное блюдо корейской кухни и гарнир к мясу, курице, морепродуктам, к различным «соленьям и кореньям». Вся еда была достаточно острая или непривычного вкуса: например, мясо могло оказаться сладким. Однако через несколько дней белорусы начали привыкать.
Также в ресторанах на столах вмонтированы плиты, на которых блюдо готовят прямо при клиентах.
Одно из удобств южнокорейских городов – практически повсеместно отличный Wi-Fi, особенно устойчивый сигнал в общественных местах. Обменять деньги можно в специальных автоматах – настолько мудреных, что даже жители Германии очень долго разбирались, говорит собеседница.
Чтобы найти, как включить свет или кондиционер в номере отеля, пришлось изрядно потрудиться: никаких кнопок на стене. Как оказалось, управление комнатой происходит через «умный» телефон, который находился на столе.
Больше всего белоруску впечатлила библиотека музыкальных инструментов. Посетители не только смотрят на разные инструменты, но и могут потрогать их, поиграть, взять напрокат за символическую плату. Есть очень оригинальные и редкие экземпляры. На втором этаже расположена суперсовременная библиотека обычного формата, с книгами.
В одинаковых нарядах и масках на лице
Корейцы дружелюбные, добрые, открытые люди, много улыбаются и очень любят фотографироваться. Говорят, что жители страны — трудоголики и работают 52 часа в неделю.
На улицах в Южной Корее были замечены парочки в абсолютно одинаковых нарядах. Оказалось, это местная мода. Молодые люди нарочно стараются нарядиться как близняшки, показав таким образом, что они друзья или влюбленные. Также неотъемлемая часть южнокорейской «картинки» — маски на лице местных жителей для защиты от вирусов или опасного смога. Однако во время визита ничего необычного в воздухе белорусы не заметили.
Лилия ЛИПНИЦКАЯ.
Фото: архив Валентины СИДОРКИНОЙ.