Скоро в школу
Для родителей физический аспект здоровья ребенка всегда в приоритете. Однако не стоит забывать и про психологическую составляющую, которая играет ничуть не меньшую роль в формировании комфортной среды подростка. В прошлом году эксперты из БГМУ решили изучить утомляемость белорусских школьников, опросив около 2 тысяч учащихся 5–11-х классов. Как выяснилось, половина из них ощущает слабость и утомляемость после уроков. Каждый третий пожаловался на плохое настроение, раздражительность и нервное напряжение. А 25 % участвовавших в опросе сказали, что испытывают страх от посещения школы. Почему так происходит и как превратить новый учебный год в позитивный жизненный этап? Беседуем с психологом Центра, дружественного подросткам «Ювентус» Анастасией Тройнич.
— Дети нуждаются в удовлетворении своих потребностей, которые варьируются от базовых физиологических до более сложных эмоциональных и социальных. Когда речь идет о школьниках, важно учитывать несколько аспектов. Прежде всего это эмоцио-нальная безопасность, которая является ключевым фактором. Дети должны чувствовать, что могут открыто делиться своими мыслями и чувствами без опасения, что их не поймут или осудят. Если ребенок боится рассказывать о переживаниях, не выражает свои чувства в моменте, это может привести к перепадам настроения, истерикам и повышенной раздражительности на ровном месте. Накопленные эмоции, такие как, например, тревога, страх, обида, могут выливаться в агрессивное поведение или, наоборот, в замкнутость и апатию.
Потребность детей в признании и поддержке тоже играет важную роль: они хотят, чтобы их усилия и достижения замечали и признавали. Причем как учителя, так и родители. Нехватка положительной обратной связи может вызвать у них чувство неуверенности и снизить мотивацию к дальнейшим действиям, заставить сомневаться в своих способностях.
— Атмосфера в школе — еще один важный аспект, ведь дети стремятся к общению и дружбе. Синдром «одиночки на последней парте» далеко не так безобиден, как может казаться взрослым.
— Действительно, проблемы в общении с одноклассниками могут усиливать чувство одиночества и страха. Именно поэтому важно помочь ребенку в развитии социальных навыков и эмоционального интеллекта. Это лучше сделать через совместные игры, участие в групповых мероприятиях или спортивных секциях. Такая активность не только способствуют саморазвитию, но и повышает уверенность в себе. Если у ребенка есть возможность общаться с разными людьми вне школы, ему будет легче адаптироваться к новой социальной среде.
Также стоит обращать внимание на эмоциональное состояние ребенка. Если вы замечаете, что он стал более замкнутым или у него ухудшилось настроение, не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам — школьным психологам или психологам центров, дружественных подросткам. Они могут предложить эффективные стратегии для преодоления трудностей в общении и помочь ребенку развивать навыки взаимодействия с окружающими.
— На самом деле таких причин много. Например, многие дети испытывают страх перед ответом возле доски, что может быть связано с низкой само-оценкой или страхом осуждения со стороны сверстников или учителей. В этом случае стоит уделить внимание развитию уверенности в себе, начиная с небольших шагов, таких как участие в обсуждении любых тем в кругу друзей или семьи. Это поможет ребенку научиться выражать свое мнение и при необходимости отстаивать его.
Другой распространенной причиной страха является опасение получить плохую оценку. Ожидания родителей и учителей могут оказывать давление на детей, заставляя их бояться неудач. Важно объяснить ребенку, что ошибки — часть процесса обучения и оценка не определяет его ценность как личности. Поддержка и понимание со стороны родителей помогут снизить уровень тревожности.
Проблемы с настроением и повышенная раздражительность тоже могут быть следствием отсутствия баланса между учебой и отдыхом. Учебный процесс, особенно в старших классах, как правило, очень напряженный. Важно, чтобы у детей было достаточно времени для отдыха и восстановления. Перегрузка учебными заданиями может привести к апатии, повышенной тревожности, раздражительности. Поэтому родителям необходимо следить за расписанием своих детей и обеспечивать им время для отдыха, хобби, общения с друзьями. Важно помнить, что качественный отдых должен быть не только физическим, но и эмоциональным. Занятия, которые приносят радость и расслабление, такие как спорт, творчество или просто прогулки на свежем воздухе, способны помочь снизить уровень стресса и улучшить общее самочувствие.
В конечном счете понимание потребностей ребенка и выявление причин его страха и эмоционального дискомфорта — первый шаг к созданию более здоровой и поддерживающей среды в школе. Родители и педагоги должны сотрудничать, чтобы сообща помогать детям справляться с их переживаниями, создавая пространство для открытого общения и поддержки.
— Регулярный режим сна и бодрствования способствует нормализации биологических часов организма, что, в свою очередь, позволяет оставаться энергичным в течение дня. Я рекомендую стараться вставать и ложиться спать в одно и то же время, даже в выходные. Это позволит ребенку легче просыпаться утром и быть более внимательным и собранным в течение дня.
Важно поддерживать физическую активность: занятия спортом не только улучшают настроение, но и помогают сохранению концентрации. Найдите вид спорта, который нравится вашему ребенку, и создайте условия, при которых он сможет отводить ему не меньше 30 минут в день.
Важную роль в подготовке к школе играет и чтение книг (речь не только о той литературе, которую задают на лето). Оно развивает мышление и поддерживает когнитивные навыки.
— Возвращение в школу должно ассоциироваться у ребенка с новым интересным и позитивным жизненным этапом. Как его увлечь подготовительным процессом?
— Обсуждение предстоящего учебного года должно быть наполнено только приятными эмоциями. Расскажите ребенку о новых предметах, интересных проектах и возможностях, которые ждут его в школе. Вы можете вместе изучать информацию о предстоящих мероприятиях, таких как школьные выставки, спортивные секции и соревнования или экскурсии. Это поможет ему осознать, что школа — это не только учеба, но и множество ярких впечатлений и возможностей для самовыражения.
Ко всему прочему, важно уделить внимание эмоциональному аспекту. Поговорите с ребенком о его чувствах и ожиданиях, страхах и переживаниях, поделитесь своими школьными воспоминаниями. Можно организовать для него встречи со школьными друзьями перед началом учебного года. Совместные игры, походы в парк или прыжки на батутах помогут ему восстановить связь с одноклассниками и создать положительный настрой на возвращение в школу.
ЭФФЕКТ ПОХВАЛЫ
Представим, что ребенок бьет мячом по воротам и промахивается. Ваша реакция?
Большинство родителей отреагируют в стиле: «Эх, ну ничего страшного, попробуй еще разок!» А ведь можно и по-другому: «Какой ты молодец! Ты практически забил! Давай повторим — и у тебя точно получится сделать это!» Чувствуете разницу? В первом случае акцент делается на неудаче, во втором — на стараниях ребенка. А теперь догадайтесь, какой из приведенных примеров стимулирует его пробовать снова и верить, что все обязательно получится.
ЛИЧНЫЙ ДНЕВНИК ЧУВСТВ
Мобильная жизнь семьи часто имеет как плюсы, так и минусы. Переезд из одного района или города в другой — непростое испытание для психики школьника. Как помочь ему адаптироваться в новом классе и завести друзей? Вот что советует Анастасия Тройнич:
— Переход в новую школу, где никого не знаешь, это всегда волнительно и может вызывать множество тревожных мыслей даже у очень уверенного в себе ребенка. И здесь мамам и папам важно не обесценивать его чувства, а принять их, показать, что вы готовы оказать поддержку и что сын или дочь может рассчитывать на вас в этот непростой период.
Объясните ребенку, что для адаптации в новом коллективе потребуется время как ему самому, так и его новым одноклассникам. И у каждого это время будет свое: одному достаточно нескольких дней, другому понадобятся месяцы. Главное, чтобы ребенок оставался собой и был открыт к общению. Обсудите с ним, какие качества, которыми он уже обладает, помогут легче влиться в новый коллектив: например, его доброта, умение слушать, инициативность, уверенность или спокойствие. Объясните, что дружба не всегда возникает мгновенно, важно быть терпеливым и не бояться сделать первый шаг. Порепетируйте, как он может начать разговор с одноклассниками, задавая вопросы об их увлечениях и интересах и рассказывая о себе.
Кроме того, предложите ребенку завести личный дневник чувств, в котором он сможет записывать свои мысли, переживания. Это станет не только способом самовыражения, но и инструментом для анализа своего опыта, позволяя отслеживать, как меняется его восприятие новой школы.
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ
Нужна ли медсправка в сад и школу к 1 сентября? Вот о чем напомнили в пресс-службе Министерства здравоохранения.
• Медицинская справка к 1 сентября нужна только при первичном оформлении ребенка в ясли, детский сад, школу, гимназию. Для детей, которые продолжают посещать учреждение образования, дополнительное оформление справки о состоянии здоровья не требуется. Следовательно, ребята могут продолжать посещать детский сад или школу до того, пока не истечет срок действия справки о состоянии здоровья, имеющейся в учреждении образования.
• Оформлять медицинскую справку нужно в месяц рождения ребенка. Срок ее действия традиционен — от шести месяцев до одного года.
• При первичном оформлении ребенка в ясли, детский сад, школу, гимназию нужно принести два основных медицинских документа. Во-первых, это медицинская карта, которая оформляется на ребенка в детской поликлинике по месту жительства. В зависимости от возраста и особенностей здоровья ребенку назначат сдачу анализов и медосмотр у офтальмолога, невролога, отоларинголога, хирурга, стоматолога, а при необходимости — у более узких специалистов. Девочкам нужно пройти медосмотр у акушера-гинеколога (связано с ростом гинекологической патологии в раннем возрасте), сдать анализ на сахар в крови. В четыре года к этому перечню добавляется логопед.
• Если рекомендовано отдать ребенка в ясли-сад или детсад санаторного типа, санаторную группу, потребуется соответствующее заключение врачебно-консультационной комиссии.
• Для посещения малышом специальной группы, группы интегрированного обучения и воспитания необходимо оформить заключение государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Во-вторых, нужна медицинская справка, которая берется у педиатра за пять дней до оформления в учреждение образования.
• Алгоритм получения медицинской справки следующий: до 5-летнего возраста ребенка мамы с детьми обращаются непосредственно к своему участковому педиатру, он осматривает малыша и направляет к узким специалистам. С 5 лет для экономии времени необходимо обратиться в доврачебный кабинет. Медицинский работник измерит рост, вес, проверит остроту зрения и слуха, при необходимости выпишет направления на анализы (чаще всего общий анализ крови и мочи). Со всеми этими данными затем нужно идти к участковому педиатру. Имея на руках результаты анализов и первичного осмотра, он легче сориентируется, нуждается ли ребенок в каких-то дополнительных исследованиях.
• При оформлении медицинской справки при поступлении в учреждение дошкольного и общего среднего образования учитываются результаты диспансеризации текущего года. Дополнительно проходить медосмотр не нужно.
• После прохождения медосмотров и лабораторного обследования участковый врач-педиатр заполняет медицинскую справку о состоянии здоровья. На основании справки о состоянии здоровья медработники детсадов и школ составляют для ребенка индивидуальную «карту здоровья» с учетом всех рекомендаций медиков.

Правила эмоциональной безопасности
— Анастасия Дмитриевна, какие проблемы скрываются за сухими статистическими данными? Каковы их причины?Потребность детей в признании и поддержке тоже играет важную роль: они хотят, чтобы их усилия и достижения замечали и признавали. Причем как учителя, так и родители. Нехватка положительной обратной связи может вызвать у них чувство неуверенности и снизить мотивацию к дальнейшим действиям, заставить сомневаться в своих способностях.
— Атмосфера в школе — еще один важный аспект, ведь дети стремятся к общению и дружбе. Синдром «одиночки на последней парте» далеко не так безобиден, как может казаться взрослым.
— Действительно, проблемы в общении с одноклассниками могут усиливать чувство одиночества и страха. Именно поэтому важно помочь ребенку в развитии социальных навыков и эмоционального интеллекта. Это лучше сделать через совместные игры, участие в групповых мероприятиях или спортивных секциях. Такая активность не только способствуют саморазвитию, но и повышает уверенность в себе. Если у ребенка есть возможность общаться с разными людьми вне школы, ему будет легче адаптироваться к новой социальной среде.
Также стоит обращать внимание на эмоциональное состояние ребенка. Если вы замечаете, что он стал более замкнутым или у него ухудшилось настроение, не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам — школьным психологам или психологам центров, дружественных подросткам. Они могут предложить эффективные стратегии для преодоления трудностей в общении и помочь ребенку развивать навыки взаимодействия с окружающими.
Между ценностью и оценкой
— Чем может быть вызван страх, связанный с посещением школы?— На самом деле таких причин много. Например, многие дети испытывают страх перед ответом возле доски, что может быть связано с низкой само-оценкой или страхом осуждения со стороны сверстников или учителей. В этом случае стоит уделить внимание развитию уверенности в себе, начиная с небольших шагов, таких как участие в обсуждении любых тем в кругу друзей или семьи. Это поможет ребенку научиться выражать свое мнение и при необходимости отстаивать его.
Другой распространенной причиной страха является опасение получить плохую оценку. Ожидания родителей и учителей могут оказывать давление на детей, заставляя их бояться неудач. Важно объяснить ребенку, что ошибки — часть процесса обучения и оценка не определяет его ценность как личности. Поддержка и понимание со стороны родителей помогут снизить уровень тревожности.
Проблемы с настроением и повышенная раздражительность тоже могут быть следствием отсутствия баланса между учебой и отдыхом. Учебный процесс, особенно в старших классах, как правило, очень напряженный. Важно, чтобы у детей было достаточно времени для отдыха и восстановления. Перегрузка учебными заданиями может привести к апатии, повышенной тревожности, раздражительности. Поэтому родителям необходимо следить за расписанием своих детей и обеспечивать им время для отдыха, хобби, общения с друзьями. Важно помнить, что качественный отдых должен быть не только физическим, но и эмоциональным. Занятия, которые приносят радость и расслабление, такие как спорт, творчество или просто прогулки на свежем воздухе, способны помочь снизить уровень стресса и улучшить общее самочувствие.
В конечном счете понимание потребностей ребенка и выявление причин его страха и эмоционального дискомфорта — первый шаг к созданию более здоровой и поддерживающей среды в школе. Родители и педагоги должны сотрудничать, чтобы сообща помогать детям справляться с их переживаниями, создавая пространство для открытого общения и поддержки.

В преддверии сентября
— До Дня знаний осталось чуть больше трех недель. Каким сейчас должен быть режим дня школьника, чтобы потом было проще вписаться в учебный процесс?— Регулярный режим сна и бодрствования способствует нормализации биологических часов организма, что, в свою очередь, позволяет оставаться энергичным в течение дня. Я рекомендую стараться вставать и ложиться спать в одно и то же время, даже в выходные. Это позволит ребенку легче просыпаться утром и быть более внимательным и собранным в течение дня.
Важно поддерживать физическую активность: занятия спортом не только улучшают настроение, но и помогают сохранению концентрации. Найдите вид спорта, который нравится вашему ребенку, и создайте условия, при которых он сможет отводить ему не меньше 30 минут в день.
Важную роль в подготовке к школе играет и чтение книг (речь не только о той литературе, которую задают на лето). Оно развивает мышление и поддерживает когнитивные навыки.
— Возвращение в школу должно ассоциироваться у ребенка с новым интересным и позитивным жизненным этапом. Как его увлечь подготовительным процессом?
— Обсуждение предстоящего учебного года должно быть наполнено только приятными эмоциями. Расскажите ребенку о новых предметах, интересных проектах и возможностях, которые ждут его в школе. Вы можете вместе изучать информацию о предстоящих мероприятиях, таких как школьные выставки, спортивные секции и соревнования или экскурсии. Это поможет ему осознать, что школа — это не только учеба, но и множество ярких впечатлений и возможностей для самовыражения.
Ко всему прочему, важно уделить внимание эмоциональному аспекту. Поговорите с ребенком о его чувствах и ожиданиях, страхах и переживаниях, поделитесь своими школьными воспоминаниями. Можно организовать для него встречи со школьными друзьями перед началом учебного года. Совместные игры, походы в парк или прыжки на батутах помогут ему восстановить связь с одноклассниками и создать положительный настрой на возвращение в школу.
ЭФФЕКТ ПОХВАЛЫ
Представим, что ребенок бьет мячом по воротам и промахивается. Ваша реакция?
Большинство родителей отреагируют в стиле: «Эх, ну ничего страшного, попробуй еще разок!» А ведь можно и по-другому: «Какой ты молодец! Ты практически забил! Давай повторим — и у тебя точно получится сделать это!» Чувствуете разницу? В первом случае акцент делается на неудаче, во втором — на стараниях ребенка. А теперь догадайтесь, какой из приведенных примеров стимулирует его пробовать снова и верить, что все обязательно получится.
ЛИЧНЫЙ ДНЕВНИК ЧУВСТВ
Мобильная жизнь семьи часто имеет как плюсы, так и минусы. Переезд из одного района или города в другой — непростое испытание для психики школьника. Как помочь ему адаптироваться в новом классе и завести друзей? Вот что советует Анастасия Тройнич:
— Переход в новую школу, где никого не знаешь, это всегда волнительно и может вызывать множество тревожных мыслей даже у очень уверенного в себе ребенка. И здесь мамам и папам важно не обесценивать его чувства, а принять их, показать, что вы готовы оказать поддержку и что сын или дочь может рассчитывать на вас в этот непростой период.
Объясните ребенку, что для адаптации в новом коллективе потребуется время как ему самому, так и его новым одноклассникам. И у каждого это время будет свое: одному достаточно нескольких дней, другому понадобятся месяцы. Главное, чтобы ребенок оставался собой и был открыт к общению. Обсудите с ним, какие качества, которыми он уже обладает, помогут легче влиться в новый коллектив: например, его доброта, умение слушать, инициативность, уверенность или спокойствие. Объясните, что дружба не всегда возникает мгновенно, важно быть терпеливым и не бояться сделать первый шаг. Порепетируйте, как он может начать разговор с одноклассниками, задавая вопросы об их увлечениях и интересах и рассказывая о себе.
Кроме того, предложите ребенку завести личный дневник чувств, в котором он сможет записывать свои мысли, переживания. Это станет не только способом самовыражения, но и инструментом для анализа своего опыта, позволяя отслеживать, как меняется его восприятие новой школы.
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ
Нужна ли медсправка в сад и школу к 1 сентября? Вот о чем напомнили в пресс-службе Министерства здравоохранения.
• Медицинская справка к 1 сентября нужна только при первичном оформлении ребенка в ясли, детский сад, школу, гимназию. Для детей, которые продолжают посещать учреждение образования, дополнительное оформление справки о состоянии здоровья не требуется. Следовательно, ребята могут продолжать посещать детский сад или школу до того, пока не истечет срок действия справки о состоянии здоровья, имеющейся в учреждении образования.
• Оформлять медицинскую справку нужно в месяц рождения ребенка. Срок ее действия традиционен — от шести месяцев до одного года.
• При первичном оформлении ребенка в ясли, детский сад, школу, гимназию нужно принести два основных медицинских документа. Во-первых, это медицинская карта, которая оформляется на ребенка в детской поликлинике по месту жительства. В зависимости от возраста и особенностей здоровья ребенку назначат сдачу анализов и медосмотр у офтальмолога, невролога, отоларинголога, хирурга, стоматолога, а при необходимости — у более узких специалистов. Девочкам нужно пройти медосмотр у акушера-гинеколога (связано с ростом гинекологической патологии в раннем возрасте), сдать анализ на сахар в крови. В четыре года к этому перечню добавляется логопед.
• Если рекомендовано отдать ребенка в ясли-сад или детсад санаторного типа, санаторную группу, потребуется соответствующее заключение врачебно-консультационной комиссии.
• Для посещения малышом специальной группы, группы интегрированного обучения и воспитания необходимо оформить заключение государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Во-вторых, нужна медицинская справка, которая берется у педиатра за пять дней до оформления в учреждение образования.
• Алгоритм получения медицинской справки следующий: до 5-летнего возраста ребенка мамы с детьми обращаются непосредственно к своему участковому педиатру, он осматривает малыша и направляет к узким специалистам. С 5 лет для экономии времени необходимо обратиться в доврачебный кабинет. Медицинский работник измерит рост, вес, проверит остроту зрения и слуха, при необходимости выпишет направления на анализы (чаще всего общий анализ крови и мочи). Со всеми этими данными затем нужно идти к участковому педиатру. Имея на руках результаты анализов и первичного осмотра, он легче сориентируется, нуждается ли ребенок в каких-то дополнительных исследованиях.
• При оформлении медицинской справки при поступлении в учреждение дошкольного и общего среднего образования учитываются результаты диспансеризации текущего года. Дополнительно проходить медосмотр не нужно.
• После прохождения медосмотров и лабораторного обследования участковый врач-педиатр заполняет медицинскую справку о состоянии здоровья. На основании справки о состоянии здоровья медработники детсадов и школ составляют для ребенка индивидуальную «карту здоровья» с учетом всех рекомендаций медиков.