Отец мастерил мебель, мама расписывала ковры
— А вы случайно не из рода графа Чапского? — поинтересовалась у художника.
— С графом Чапским, который в начале прошлого века был градоначальником Минска, у нас точно нет ничего общего. Но был ещё известный род Чапских в Литве. Наша бабушка по отцовской линии литовка. Возможно, есть какое-то дальнее родство. Старший брат пробовал искать сведения в Вильнюсском архиве, дошел до четвертого колена. Но что бы изменил графский титул? У нас и без того достойные предки, которыми мы гордимся, — рассказывает мой собеседник.
Родом он с Поставщины, из деревни Оцковичи, которая находится недалеко от Литвы. Отец Зенон Александрович был известным на всю округу мастером, делал мебель, веранды, даже станки. Мама Владислава Юльяновна расписывала ковры, вышивала крестиком иконы. Творческие гены передались и их детям. Сыновья Ян, Виктор и Юрий — художники, резчики по дереву, дочь Ирина – швея, закройщица. В детстве братьям повезло, что в их сельскую школу приехал работать художник Станислав Лещик, который не просто преподавал рисование, но водил на этюды, помог определиться с профессией. С малых лет они были в подмастерьях у отца, постигали секреты работы с деревом. На художественно-графическом факультете Витебского пединститута Виктор встретил ещё одного талантливого педагога – Ивана Хитько, которому обязан школой художественной обработки дерева.
«Дороги жизни»
Так называется одно из недавних ассоциативных полотен художника, в котором он передал свои взгляды на мир. Одна из «дорог жизни» в 1986 году привела его в Молодечно. На тот момент он уже был главой семьи: жена Станислава – строитель-проектировщик газовых сетей, систем водоснабжения, подрастала дочь Марина. Виктор Зенонович преподавал в СШ №2, позже — в детской художественной школе, где сейчас работает вахтером. Вместе с единомышленниками создал кооператив «Стимул», расписывали стены в гимназии №10, СШ №12, музыкальном колледже, других учреждениях. Один из самых плодотворных периодов как педагога – 15 лет работы в отделении декоративно-прикладного искусства музыкального колледжа имени М.К. Огинского, где преподавал рисунок и обработку дерева.
— Мой метод: меньше говорить, больше показывать. Во время занятий я постоянно устраивал мастер-классы, — вспоминает мой собеседник.
Целую плеяду талантливых учеников взрастил он вместе с коллегами. Среди них Александр Воронкевич, Никита Кожемякин, Сергей Рабчик, Владимир Лашук, Дмитрий Чуприн, Дмитрий Черепенков и многие другие.
Примечательно, что его бывшие коллеги Геннадий Селедец и Владимир Голожин помогли оформить эту, третью по счету персональную выставку, очень грамотно, продуманно разместили экспозицию. Она начинается с полотен студенческого периода, а завершается ассоциативными картинами с философским подтекстом, в которых каждый увидит что-то своё. Нельзя не обратить внимание на рамы, сделанные автором, которые органично дополняют картины. В центре выставки великолепные изделия из дерева: столы, вазы, подсвечники, фигуры, композиции… И даже величественное кресло-трон с резной спинкой, на котором все хотят сфотографироваться. Его по эскизам Чапского выполнили как курсовую работу ученики Андрей Гомолко и Андрей Черепович.
«Стремлюсь подчеркнуть естественную красоту дерева»
Виктор Зенонович живет в Засковичах, где у него не только столярная мастерская, но и пасека, большой сад. Остается только удивляться, когда он всё успевает. И всё же основное его занятие – творчество. Как ремесленник, он выполняет заказы на изделия из дерева. Значительная их часть – элементы декора, мебель для храмов, в основном католических. Католик по вероисповеданию, он воспринимает такую работу как Божью благодать. Вместе с коллегами, среди которых и его бывшие ученики, многое делал для украшения Лебедевского, Вилейского, других костелов.
— Когда берете в руки кусок дерева, сразу видите, что из него может получиться? – спрашиваю у мастера.
— Конечно, ведь опыт уже большой. Хотя случается, что в процессе работы моя задумка меняется, дерево словно подсказывает, как лучше его обработать. Самое главное – донести его естественную красоту, — рассказывает Виктор Зенонович.
Береза, липа, ясень, дуб, красное дерево – с разными видами пород работает мастер. Его изделия отличаются необычным дизайном, так как в основном выполнены по собственным эскизам. Здесь можно увидеть стол-трансформер, который одним движением руки превращается в открытый шкафчик с полочками. А вот круглый журнальный столик: снимаешь стеклянную столешницу — остается прекрасная напольная ваза. Не менее интересен столик из сувели (утолщения) березы. Впечатляют высокие подсвечники – как будто из старинного замка. Привлекает внимание духовная серия: «Ангел», «Троица», в которых дерево сочетается с янтарем, камнями, оплавленными под янтарь. Каждый экспонат – произведение искусства, эксклюзив. Не удивительно, что работы Виктора Чапского находятся в частных коллекциях не только в нашей стране, но и в России, Польше, Литве, Германии, США. Многие изделия автор раздарил друзьям и знакомым.
— Люблю дарить, уверен, что положительная энергетика возвращается сторицей! – убежден мастер.
Вот и после этой выставки в дар художественной школе он преподнесет панно-рельефы костелов Беларуси, а также одну из своих картин.
Анжелика КРУПЕНЬКОВА.
Фото: Алексей ПЛОТКО.