Нити железнодорожной магистрали
Татьяна Александровна родом из Лиды, но в нашем городе живет уже 37 лет, он давно стал для нее родным. Сюда приехала по распределению на завод «Спутник» после окончания Ленинградского ордена Ленина института инженеров железнодорожного транспорта имени академика В.Н. Образцова. Там на электротехническом факультете выучилась на электроника-программиста.
-- Как теперь помню свой первый рабочий день на «Спутнике», -- улыбается Татьяна Быстрова. -- Меня определили в отдел нестандартного оборудования, где компьютеров… не оказалось. На вопрос к начальству, как же мне работать, услышала в ответ: «Будете схемотехником». Я попыталась объяснить, что схемотехник и системотехник совсем разные специализации. Но мне ответили: разница в словах всего в несколько букв -- справитесь. Коллеги помогли внедриться в коллектив и окунуться в рабочие будни. Я им рассказывала про интегральные системы, они мне -- про транзисторы и резисторы.
Потом для завода стали нужны конструкторы. Татьяна Александровна снова освоила новое для себя дело. И на «Спутнике» проработала 25 лет.
-- Как бы сложно ни приходилось в жизни, отдушиной для меня всегда были и есть вязание и танцы, -- говорит она. -- Сначала занималась самодеятельностью в заводских объединениях по интересам и уже много лет -- в народном клубном объединении «Адпачынак» Дворца культуры, куда пришла в 40-летнем возрасте и где долгое время была самой молодой. Вязанием увлеклась еще в пятилетнем возрасте.
Рукоделию Татьяну научила бабушка по маминой линии.
-- Я завороженно смотрела, как она ловко крючком и спицами переплетает нити, -- вспоминает собеседница. -- Для меня был настоящий праздник, когда у самой получилось набрать петли. А в 15 лет мама подарила мне настоящую ГДРовскую куклу. Радость от такого подарка могут понять только мои ровесницы! Кукла стоила 25 рублей, и это было очень дорого, тем более для нашей семьи. Мама воспитывала троих детей и помогала своей маме. Для той куклы я и стала вязать обновки -- береты, свитеры, юбки, кофты, брюки. Вряд ли современные 15-летние девочки стали бы таким заниматься. Но у всех свое время, свои реалии… Сколько километров нитей за всю жизнь я связала, можно измерить разве что железнодорожной магистралью. Что именно вязать, всегда придумаю -- не зря же работала в отделе нестандартного оборудования!
Стимул совершенствоваться
Нестандартный подход у Татьяны и в творчестве. Она давно освоила вязание и спицами, и крючком. Даже в трудные 1990-е в ее семье был отличный гардероб. К примеру, для дочери старую невзрачную шубу умело превратила в модную обновку с помощью вязаных деталей.
-- Себе вяжу платья, кофты, мужу – жилетки. Сыну нравятся шарфы, недавно попросил с цитатой, остался доволен, -- рассказывает рукодельница. -- Он мой самый большой критик. И я к нему прислушиваюсь. Это своеобразный стимул совершенствоваться в рукоделии. Кстати, сын тоже пробовал вязать.
Самое миниатюрное изделие, которое связала Татьяна, -- коллекция из 11 мультяшных Смешариков. Эти кругляши в диаметре 10 сантиметров. Самое крупное изделие -- плед размером два на полтора метра. Буквально у каждой творческой работы своя история. Как образно говорит мастерица, у нее полный диван ниток, а еще всевозможные спицы и крючки, другие принадлежности для вязания.
-- Не всегда запланируешь, когда наступит черед определенного мотка, -- рассуждает Татьяна о своем творчестве. -- В сентябре 2016-го я связала первую игрушку -- птицу счастья, даже надпись такую на ней вышила. Похожую случайно увидела в книжном магазине в Москве, но мне показалось, то изделие уж очень топорного изготовления. Хотя идея понравилась. В итоге смастерила птицу из ниток, которые когда-то спряла моя бабушка и научила меня вязать. А уже в октябре пришло письмо, что подошла очередь нашей семьи на улучшение жилищных условий. В 2017-м мы переехали из общежития (его когда-то нам выделили от завода) в квартиру в современном доме на улице Снежной, где живем и теперь.
Татьяна приложила немало усилий, чтобы там стало уютно. Несложно догадаться, что в интерьере много вязаных изделий -- от салфеток и прихваток до подушек и пледа.
-- Рукоделие -- очень кропотливый труд, но он того стоит, потому что это отличная отдушина, которая отвлекает от болячек и неурядиц, -- продолжает мастерица.
Чтобы ремесленников увидели…
В последнее время Татьяна особенно увлеклась вязанием игрушек, которые изготавливает с помощью крючка. Как-то ее давняя подруга спросила: «Что ты всё в сундук вяжешь да на подарки?! Покажи свое творчество людям!». В итоге Татьяна оформилась как ремесленник, нашла в Минске магазин, который берет на реализацию различную ремесленную продукцию.
-- Это было как раз время ковида, -- замечает она. -- Связала я целую коллекцию сувенирных и в виде брелоков бычков и коровок -- ведь близился Год быка. А магазин тот… закрыли. Снова стала раздаривать свои изделия. Очень жаль, что в нашем городе нет площадок для реализации изделий ремесленников. Минск в этом плане уже заметно шагнул вперед -- во многих торговых центрах есть такие лавки. В нашем районе немало ремесленников: одни -- варят мыло, другие -- вяжут, третьи -- свечи делают…
Иногда Татьяна выставляет свои работы на специальных бесплатных торговых интернет-площадках, ярмарках.
-- На рукоделии вряд ли можно заработать, -- рассуждает мастерица. – Если только поставить его на промышленный поток. Мое же творчество для радости и удовольствия.
Идеи Татьяна черпает и в интернете и придумывает сама. К примеру, у нее есть коллекция котов, сделанных в китайском стиле. У каждого символичное значение: это обереги здоровья, богатства и домашнего очага. Связала и семью аистов, веселую черепаху с панцирем-рюкзаком, жирафа-пирамидку…
-- Нити использую самые разные, потому что те, которые годятся для кофты или салфетки, могут не подойти для игрушки или пинеток, шляпы, сумки или воротничка, -- улыбается Татьяна. -- Если схемы для вязания в интернете нет, рассчитываю ее сама -- с математикой у меня всегда было хорошо. С компьютером и гаджетами я тоже на «ты». Легко могу перенести пропорции любого изображения, рисунка на объемное изделие.
Рукодельница начала вникать и в изготовление игрушек на каркасе -- с использованием проволоки, что дает возможность делать детали подвижными. Она уже смастерила нескольких таких зайцев. Пробует делать куклу.
-- Игрушка -- почти живое существо. У каждой свой взгляд, прическа, наряд… -- объясняет Татьяна. -- И две одинаковые сделать невозможно. Бывает, параллельно в изготовлении две игрушки, а получаются они разными.
Порой подруги и знакомые увлекаются вязанием вслед за Татьяной, советуются, какие нити лучше подойдут для того или иного изделия и какой узор лучше подобрать. Теперь, на пенсии, у нее появилось еще больше времени углубиться в творчество.
-- Рукоделие, однозначно, помогает и от безделья, хандры, -- замечает улыбчивая мастерица. -- Для меня пенсия -- это то время, когда можно жить в свое удовольствие и делать то, что действительно доставляет радость. С утра я занимаюсь ходьбой со скандинавскими палками, потом -- домашние дела, репетиции, вязание… Отдыхать или сидеть на лавке без дела некогда!
Ирина РАБУШКО.
Фото: АВТОР, Алексей ПЛОТКО и архив Татьяны БЫСТРОВОЙ.