Новости Молодечно и Молодечненского района

Свое настроение в творческом направлении

  • 2023-05-23 07:36:08
  • Людміла Цар

Эпоксидная смола, скульптурный гипс…

Юлия со своей семьей переехала в Молодечно из России. Окончила гимназию №7. В школьном кружке шила меховые игрушки, делала украшения из бисера. Затем её внимание привлекло амигуруми -- японское искусство вязания маленьких мягких зверушек спицами или крючком. Красивыми получались украшения из полимерной глины, искусственные цветы из фоамирана, броши из фетра и кожи, а также многое другое. В свое время освоила технологию изготовления мыла ручной работы с нуля, используя… кухонную духовку. Много идей почерпнула из интернета. Поскольку были сложности с реализацией, изделия хранились в картонных коробках, раздаривались родственникам и друзьям.

Творчеством Юлия занималась всегда, но профессию себе выбрала из другой сферы. По образованию она юрист со знанием экономики, Окончила Минский институт управления, работала по специальности до ухода в декретный отпуск.

Главный этап в творчестве начался около четырех лет назад, после рождения сына Димы. Как это часто бывает, мамы в отпуске по уходу за ребенком стараются найти себе дело по душе и с пользой проводить время. Юлию покорили изделия из эпоксидной смолы. Решила попробовать сама и погрузиться в волшебный мир узоров этого материала. Правда, заливать смолу приходилось вечером и ночью, когда ребенок уже спал. Под мастерскую было отведено отдельное помещение в доме. Около двух лет Юлия творила в этом направлении. Появлялись подстаканники, различные подставки, а также декоративная посуда, украшения, картины, елочные игрушки. Заливала она и деревянный столик.

-- Работала в защитной маске-респираторе и перчатках. Очень важно соблюдать безопасность. При определенных условиях «эпоксидка» может закипеть или загореться, поэтому нужен огнетушитель. Не стоит пренебрегать и автономным пожарным извещателем, -- говорит собеседница. -- Необходима чистота, чтобы пылинки никуда не попадали. В числе других инструментов часто была востребована «болгарка» со специальной насадкой. Хотелось добиться идеального результата, приходило сомнение: достойно ли изделие того, чтобы им пользовался кто-то другой. Тем более что мастеров довольно много. И трендовое направление получает всё большее распространение.

Был у Юлии опыт работы со скульптурным гипсом. В числе минусов -- много пыли, необходимость довольно большого пространства, сложность в приобретении материала.

Пока горит свеча…

Юлию всегда привлекала тема ароматизации: благовония, ароматические свечи. Мир ароматических нот богат, интересен и способен приносить массу положительных эмоций. Трендовость направления, а также появление на рынке таких материалов как соевый воск -- основного конкурента парафина, натолкнули на мысль освоить изготовление ароматических свечей. А в качестве емкостей для свечей пришла к использованию керамики.

-- Глиняное мастерство -- древнейшее направление, позволяющее создавать практически всё! Из комка глины каждый раз создаются разные изделия, поэтому каждое из них уникально. В отличие от эпоксидной смолы, где применяются формы, -- говорит ремесленница. -- Даже если на платных заочных мастер-классах даются точные описания или «граммовки», не всегда получается нужный результат. Один из главных источников обучения -- это профильные чаты, в которых люди обмениваются опытом, подсказками. Многие процессы я изучаю на практике, пусть ошибаюсь, но приобретаю личный опыт. В керамике очень большой пласт теории, которую нужно освоить. По моему мнению, хороший керамист -- это мастер в зрелом возрасте, ведь только с годами человек приходит к высокому уровню мастерства.

Юлия обращает внимание на то, что для работы важно хорошее освещение. Нужно соблюдать условия хранения материалов. Нельзя чтобы глина, ароматические масла, воск стояли возле горячей батареи или на свету, она определяет для них темное прохладное место.

-- Применяю современный качественный материал, который отвечает высоким критериям, с ним легко и удобно работать. Делаю всё необходимое, чтобы изделие было безопасным, служило долго, -- говорит Юлия.

Готовые сувениры хранятся на полках стеллажа в комнате. После сжигания свечи керамическую емкость можно очистить от воска и использовать в качестве горшочка для растения, хранения ключей, украшений, каких-то мелочей, благовоний -- это важный момент в концепции создания многофункциональных изделий ручной работы.

Дома у Юлии множество красивых элементов. Висит на стене керамическое панно: когда его задеваешь -- слышен звук, вызывающий ассоциацию с ветром. К слову, творческий псевдоним Юлии Виспер в переводе с английского означает «шепот». По своей натуре она человек тихий, стеснительный. Не громко заявляет, а будто шепотом говорит о себе. Для нее очень важны поддержка семьи и возможность заниматься любимым делом, в частности, лепить из глины вместе с сыном. Это полезно для развития фантазии, мелкой моторики рук. Положительные моменты от совместного творчества очевидны.

Не «шпамповать», а создавать

-- В современных керамических массах содержание глины может быть от 40 до 60 процентов, всё остальное специальные добавки. Для обжига керамики (у разной глины свой температурный режим) необходима печь. Насколько я знаю, стоит она от пяти тысяч рублей. Сейчас приходится изделия отвозить в Минск. Если они покрываются глазурью -- то поездок несколько, -- рассказывает собеседница.

Керамика может служить десятилетиями, и свеча сохраняет свои ароматы довольно долго. Если уходит аромат сверху, при поджигании все свойства возвращаются, и сувенир продолжает радовать хозяина.

-- Стараюсь, чтобы было не так, как у всех, постоянно в поиске новых форм, ароматов, разработке идей. Избегаю шаблонов. Когда интересна тема, не происходит выгорания. Главное, что я поняла -- не надо останавливаться на половине пути, а развиваться, несмотря на сложности двигаться только вперед.

Нередко мастерам приходится слышать вопрос, почему вещица так дорого стоит. Но когда человек пытается попробовать что-то изготовить сам, начинает поиск материалов и пытается воплотить идею в реальность, все вопросы отпадают. Изделие ручной работы -- это не то, что поставлено на поток. Нужно не «шпамповать», а создавать, уделяя внимание каждой работе, вдыхать в каждое изделие частицу души.

-- Хотелось бы больше выставляться в родном городе на ярмарках, маркетах, других мероприятиях. Недавно я принимала участие в ярмарке в одном из столичных торговых центров, на региональной ярмарке в Молодечно. Несколько лет назад -- на выставке ремесленников в рамках Национального фестиваля белорусской песни и поэзии, -- говорит Юлия. -- Выставки очень нужны и для начинающих, и для опытных мастеров.

Хобби не приносит ощутимой прибыли. В этом и нет основной цели. Хорошо, чтобы реализация изделий ручной работы давала возможность вновь покупать материалы, пробовать что-то новое. А самое заветное желание Юлии -- организовать небольшую уютную мастерскую или студию, где она могла бы работать сама и обмениваться знаниями с другими. Здесь бы и атмосфера создавалась соответствующая, и люди собирались творческие. Одним словом, было бы классно, интересно и полезно.

Людмила ЦАРЬ.
Фото: архив Юлии ВИСПЕР.