При знакомстве, рассказывая о своей биографии, рукодельница из Полочан Ольга ЗЕНКЕВИЧ говорит, что по профессии она технолог швейного производства. Так вот откуда волшебная ниточка тянется, подумалось тотчас. На что женщина спешит «разочаровать» – по специальности работала мало, еще до замужества и рождения детей, а так трудилась и в местном хозяйстве, и в торговле последние 18 лет перед заслуженным отдыхом.
Не с него ли началось увлечение вязанием? Оказывается, гораздо раньше: с курьезного и драматичного случая одновременно. Однажды мама не отпустила Ольгу на танцы. Расстроившись и обидевшись на всех и вся, девушка забралась на печь. Просто так сидеть и горевать было скучно, и руки сами нашли нитки и спицы. Слезла с печи Ольга уже в новой шапке. А еще в тот вечер поняла: вязание очень здорово успокаивает.
С выходом на пенсию свободного времени, которое можно уделить любимому занятию, действительно появилось больше.
– У меня просто голова кружилась от этой творческой свободы! – улыбается Ольга Владимировна. -- И в то же время ходила и думала: «Быстрее бы всю работу по дому и хозяйству переделать и взять в руки нитки».
Мастер-бровист для медвежат
Последние два года Ольга Зенкевич переключила свое внимание на крючок. Хотя до этого, признается, никогда его в руках не держала и представления не имела. Но сила интернета она такая. Всё чаще в ленте стали появляться блогеры-рукодельницы, от впечатляющих и разнообразных работ которых невозможно было оторваться.
– Вот и мне захотелось хоть немного приблизиться к их мастерству. А стимулятором стала внученька Викуша, которая у меня одна-единственная, остальные мальчишки, – рассказывает о новом увлечении женщина. – Решила навязать своей принцессе игрушек. Первые получились… страшненькими. Это были два медвежонка для внучки и старшего на два года внука. Отзыв от него был примерно следующий: «Он какой-то грустный или злой, мне страшно с ним спать».
Всё дело оказалось в бровях, лишний стежок сыграл злую шутку: игрушка приобрела грозный вид. Переделала Ольга Владимировна брови – и медвежата сразу повеселели.
А потом бабушка принялась обвязывать внучку: платья, жилетки, кардиганы… Наловчившись на маленьких размерах, стала вязать вещи для себя.
На работу вдохновляют сложности
– Рядом жила соседка Константиновна, вот она была мастерица на все руки, – не скрывая восторга, говорит женщина. – Всегда восхищалась ее работами. Когда она, бывало, говорила, что вяжет скатерть, у меня это просто в голове не укладывалось – ведь это такой труд! А теперь испытала на себе и скажу: это не только труд, но и огромная радость и удовлетворение после от проделанной работы.
Начинала Ольга Владимировна с небольших салфеток, но вскоре поняла, что мелкая работа ее не так цепляет. Во-первых, признается, что любит сложности, а во-вторых, ей очень интересен именно масштаб. Замечает, что простое при желании может сделать каждый, в сложном процессе рождается неповторимая изюминка. Даже простые носки она связать не может, вывязывает различные узоры и рисунки.
Рукодельница демонстрирует одну из последних работ – плед-букет. В разложенном виде милый пледик с яркой окантовкой одним движением руки превращается в необычный букет роз. Украсит любой интерьер и в первой, и во второй вариации. Кстати, отличная идея для рестораторов, работающих на открытых террасах: у каждого столика вязаные букеты, которые при необходимости спасут от прохладного ветерка. Берите на заметку и становитесь первыми заказчиками Ольги Зенкевич. Почему первыми? Мастерица с золотыми руками оказалась скромной женщиной и пока вяжет только для своей семьи.
В угоду хобби внук разбил копилку
Идеи для творчества Ольга Владимировна черпает в интернете. Говорит, раньше «зависала в телефоне». А потом старший внук Владислав разбил свою копилку и купил любимой бабушке планшет, «чтобы не слепила глаза, разглядывая на маленьком экране сложные схемы».
– От этого поступка я прослезилась: он эти деньги не один год собирал, – и сейчас глаза собеседницы предательски блестят. – Но подарок на самом деле очень нужный и ценный. Сейчас вяжу скатерть с очень непростым узором. Параллельно могу взять в работу какую-то другую идею, чтобы разнообразить длительный, монотонный процесс. Вот, например, на прошлых выходных гостила внучка у меня – связала ей парочку мишек-клубничек. Отвлеклась немного от скатерти: работа над ней перевалила экватор, теперь на один ряд уходит не менее двух часов.
Вот чему еще не может нарадоваться мастерица, так это нынешнему разнообразию готовых схем и интересных мастер-классов. А магазины для рукоделия будоражат творческую фантазию еще больше: «Раньше такого и близко не было, а сейчас и цвета, и фактура, и качество – всё на высоте!»
«Что вязала месяц, могу распустить за час»
– Бывало ли у вас, чтобы никак не получалось воплотить задуманное в реальность? И какой итог таких случаев: отказывались от идеи или переделывали несколько раз, добиваясь желаемого?
– Вязание научило меня терпению. Действительно, бывает, что-то не выходит. Тогда я распускаю изделие иногда вплоть до основания и начинаю всё снова. Научилась не сожалеть о затраченном времени. Хотя по характеру я такой человек, которому нужно всё и сразу: если ремонт – то за день, любая другая работа тоже не откладывается на завтра. А вот с вязанием всё по-другому. Мне иногда советуют закрывать глаза на какие-то мелкие неточности, а этому, к сожалению или счастью, за столько лет так и не научилась. Никакого брака не допускаю, даже зная, что он заметен только мне.
Ольга Владимировна рассказала, как перед этим вязала белую скатерть, и когда подбиралась к финишу, практически у основания заметила небольшую ошибку. То, над чем работала больше месяца, распустила за час. Всё переделала, и теперь скатерть радует глаз и греет душу хозяйки.
Смелый ответ трендовым тянучкам
Идею связать куклу женщина вынашивала давно. Но боялась, что не получится – она-то по размеру гораздо больше игрушек, над которыми работала раньше. Как бы невзначай мастерица замечает, что все эти маленькие зайчики и котята вяжутся достаточно быстро. А с куклой нужно было повозиться, стараясь всё досконально детализировать. И получилось: бабушкина куколка стала любимой у четырехлетней Виктории.
В силу возраста девочка крючок еще в руках не держит, но в том, что со временем обязательно научится, бабушка Оля даже не сомневается – большой интерес малышка уже проявляет.
– Какие еще интересные идеи хранят закладки на вашем планшете?
– Ой, чего там только нет! Хочу усовершенствовать вязание крючком, пробуя силы всё в более сложных работах. А еще прям загорелась идеей научиться вязать ковры из шпагата-шнура. Схемы и видеоуроки к ним давно отложены, тормозит одно: не знаю, где такой специальный материал приобрести. Надо молодежь подключать, они на современных маркетплейсах чего только не достанут.
Так, в свое время Ольга Владимировна захотела связать руками пледы и подушки. Помните, был такой тренд несколько лет назад? Попросила невесток – и те быстро нашли и привезли ей необходимую объемную пряжу.
– А вообще, что ни увижу интересное – обязательно попробую повторить, – признается она. – Небольшие елочки вязала и много игрушек-украшений для живых лесных красавиц. У самого младшего внука Богдана есть и погремушки вязаные, и подвески для кроватки и коляски, и зверюшки-тянучки, которые к тому же оснастила всякими шуршащими и шелестящими эффектами. Старшим уже разве что только шапки со снудами вяжу. Но это всё мелочь – на полвечера занятие.
– Вам всё же нужно всерьез задуматься о выходе на рынок.
– Пока еще не навязалась для себя, не утолила свой творческий голод, а как будет дальше – увидим.
Текст и фото: Марина ПУЦЕЙКО